Ростов-на-Дону, 6 августа 2025. Решением Священного Синода Русской православной церкви к лику святых причислен протоиерей Иоанн Домовский — священнослужитель, живший на Дону в начале XX века. Слава о совершенных им чудесах распространилась так широко, что и после смерти отца Иоанна на его могилу совершались массовые паломничества. Об этом пишет газета «Молот».
Пастырь и просветитель
Протоиерей Иоанн Домовский с 1866 года служил священником в Мариуполе. В 1907 году, когда батюшке было 65 лет, его перевели на служение в Нахичевань-на-Дону, в Александро-Невский храм, который располагался на углу нынешней Ереванской улицы и площади Льва Толстого. Сюда стекалось множество прихожан — более 2500 человек, по записям 1914 года. Но куда больше было тех, кто искал у отца Иоанна утешения, совета или, как говорили тогда, «прикосновения к благодати».
Старенький домик отца Иоанна на 2-й Георгиевской (сейчас Комсомольская улица) стал неофициальной духовной обителью. Люди ждали батюшку с раннего утра, сидели на лавочках. Кто-то читал молитвы, кто-то просто молчал. Его келья — крошечная комнатка, где принимались решения о судьбах, о здоровье, о жизни и смерти.
Сохранилось множество свидетельств о чудесах, совершенных старцем. Они все задокументированы комиссией по канонизации Донской митрополии. Так, ростовчанку Татьяну Береславич, которой в ту пору было всего пять лет, принесли к старцу на благословение перед опасной хирургической операцией. Позже женщина вспоминала: «Он сиял. Я почувствовала, что рядом — что-то очень теплое и правильное. Он говорил маме, что операция пройдет успешно. Так и вышло».
До 1918 года Иоанн Домовский преподавал закон Божий в Нахичеванской женской гимназии (сейчас лицей № 13). Несколько его учениц приняли постриг и стали монахинями.
«Косорогих не пущу!»
У порога дома отца Иоанна обитал юродивый Емельян, считавшийся своеобразным стражем. Он выбирал по одному ему известным признакам, кого впустить в дом на прием к старцу, а кого нет. Недостойных встречал криком и даже бросал в них камни. Говорил безапелляционно: «Косорогих не пущу!»
Особая сила отца Иоанна раскрылась в безбожное время. При советской власти, во времена «безбожных пятилеток», закрывались храмы, разгонялись приходы. Однако в доме Домовского продолжались службы, звучали псалмы, горели лампады. Церковного масла уже никто не производил, лампады заправляли керосином. Люди приходили молиться, когда за это можно было лишиться свободы, а то и жизни.
В числе исцеленных есть имя Раисы Даниловой, на глазах которой революционные матросы в феврале 1918 года зверски искололи штыками протоиерея Константина Верецкого. У девушки начали происходить нервные припадки, которые излечил отец Иоанн.
Кстати, отец Константин Верецкий был канонизирован в 2018 году и стал первым ростовчанином, причисленным к лику священномучеников.
Рассказывают, как однажды на постой к Домовскому определили двух красноармейцев. Один из них начал глумиться над верой, но вдруг потерял дар речи. Вернуть его удалось лишь после молитвы отца Иоанна и креста, повешенного на шею богохульника. После этого тот уверовал в Бога.
В один из дней за батюшкой приехал «черный воронок» с конвоем НКВД. Казалось, его судьба решена. Но на допросе отец Иоанн сказал следователю: «Мне некуда спешить. А вот вам срочно надо домой». Слова звучали так убедительно, что следователь НКВД, словно под гипнозом, помчался в свою квартиру. И увидел, что от примуса загорелись занавески рядом с колыбелью, где лежал его ребенок (мать ненадолго отлучилась).
После этого отец Иоанн был отпущен на свободу и карательные органы его больше не тронули.
«Разговеюсь заранее»
Иоанн Домовский предсказал срок своей кончины 9 марта 1930 года, в Великий пост. Он сказал, что Пасхи не увидит, поэтому разговеется заранее. И добавил загадочную фразу: «Хоронить меня будут дважды». Так и случилось. Первое погребение состоялось на Софиевском кладбище (позже там сделали стадион «Трудовые резервы»). Но вскоре погост ликвидировали. И в одну из ночей гроб с телом отца Иоанна тайно перенесли на Армянское кладбище. При переносе гроб треснул, и свидетели увидели нетленные руки и ноги. Это послужило еще одним подтверждением его святости.
Могилу Домовского на Армянском кладбище, перед храмом Сурб Карапета, десятки лет посещали верующие. Здесь проводили целые дни, порой даже ночевали. Прихожане обустроили этот участок погоста и даже спорили за честь убирать это место.
И все-таки отца Иоанна похоронили трижды. 9 сентября 2021 года по решению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия честные мощи праведника отца Иоанна Домовского были перенесены в Александринский храм Ростова на улице Ченцова. Там они нашли окончательное упокоение. Днями памяти нового святого установлены 9 марта и 9 сентября. Во всех храмах донской митрополии будут произносить его имя.
Александр Оленев газета «Молот»
Разбираемся кто прав: жительница ростовской многоэтажки отгоняет свадебных фотографов от здания
05.08.2025Ростовская область, 5 августа 2025. DON24.RU. В Ростове «странная женщина» не дает проводить свадебные фотосессии у многоквартирного дома на Университетском, 63. О проблеме в своем блоге высказалась фотограф Фатима Швец.
Девушка выложила видео, на котором жительница дома просит покинуть территорию, заявляя, что это «частная собственность». Данное здание располагается недалеко от кировского отдела ЗАГС, фасад дома украшают листья винограда, создавая полностью зеленый образ, который привлекательно выглядит на снимках.
Видео Фатимы Швец уже набрало более 900 тыс. просмотров и 840 комментариев. Пользователи разделились на два лагеря: одни считают, что женщина права и не место «чужакам» под домом ходить.
«Если двор закрытый, какого хрена вы туда претесь!? Это действительно частная территория, на которую вы пришли незаконно. Я бы еще и полицию вызвала».
«В Европе для фото на частной территории требуется разрешение собственников. Вместо того чтобы хамить, лучше бы спросила разрешения. Я думаю, женщине обидно, что мало того, что пользуются плодами их труда (стена же не сама по себе красивая и зеленая, на фоне которой хотят делать фото), так еще и без уважения относятся».
«Как человек, живущий во дворе, в который идут все кому не лень и утром, и ночью, и днем, я полностью на стороне женщины!»
«Больше всего жалко пару, невесту, которая на всю жизнь запомнит срач фотографа с какой-то бабкой, как бы мне ни было обидно и я не считала себя правой, я на работе, и комфорт молодоженов превыше моего «я считаю, я права». Неужели нет других мест? Да есть, конечно, это Ростов, можно избегать таких неприятных инцидентов, но фотографу конфликт вкуснее».
«Вы плохой профессионал, судя по видео, хамка, в чем она не права? Это закрытый двор! В России у мамы во дворе вечно под окнами происходит подобное, полностью на стороне женщины! Снимайте помещение, снимайте на открытых зонах, это закрытый двор!»
«Как фотограф, который в этом заге был раз двести, могу сказать, что женщина 100% права. Для тех, кто не в курсе, поясню: этот двор находится в Ростове прямо напротив центрального загса. Стена там реально красивая, но проход к ней перекрыт забором с кодовым замком, ибо жители ТСЖ так решили, и я, как человек, который также живет в доме с ТСЖ, их полностью поддерживаю. Паломничество в этот двор идет все дни, когда происходит роспись в загсе, прорываются целыми толпами, орут, оставляют бутылки и бычки. Я туда принципиально никого не вожу, всегда агитирую ребят на другие локации, там же за углом есть зональная библиотека, идите туда».
Вторая часть пользователей встала на сторону фотографа:
«Бабка злая, потому что старая и никому не нужна. Пусть бы люди фотографировались в красивом месте на хорошую память», «Дома уже не с кем ругаться и мозг выносить, вышла на улицу», «Когда наркоманы по дворам шастают, так все нормально, ни одной бабки нет, всех все устраивает. А когда фотограф появился, так все тут как тут».
Фатима на негативные комментарии поясняет, что вход во двор свободный: «Я бы не смогла попасть на закрытую территорию». По словам фотографа, поблизости нет аналогов данной локации, а из жильцов дома негативно реагирует лишь «эта женщина».
Видео: предоставила Фатима Швец
«Никто и никогда, кроме нее, не делал замечаний за то, что люди тихо фотографируются и уходят. Но она, видимо, живет тем, чтобы гонять людей, потому что всегда смотрит в окно, чтобы орать и выгонять со двора, как только видит пару с фотографом», – пишет Швец.
Пару Фатима заранее предупреждает, что такое может произойти, а дальше выбор за молодоженами – идти туда или нет. Как рассказала фотограф корреспонденту ИА «ДОН 24», конфликты с женщиной начались около двух лет назад. Негативный настрой жительницы дома не обошел стороной и других фотографов.
«Я узнала об этом дворе от других собственников, они пригласили меня и пару сделать у них фотографии, потому что очень красивая стена. С тех пор некоторое время по субботам мы с ребятами заходили на пять минут и уходили. А потом появилась эта странная женщина. Тут на видео она еще лапочка. Я всегда вежлива, корректно и с добротой общаюсь. Но что она кричит людям в день свадьбы, такая грязь, маты. Я перестала туда водить пары, обидно, очень красивое место, многие даже заплатили бы. Но хорошее настроение молодых в этот день в приоритете. Надеюсь, все ее слова ей вернутся», – поделилась в комментариях фотограф Алина Илларионова.
Как рассказал ИА «ДОН 24» адвокат Михаил Ревякин, фотографирование в неогороженном дворе многоквартирного дома законодательством не запрещено. Он добавил, что нет разницы, является ли двор общей собственностью жильцов многоквартирного дома или муниципальным земельным участком.
«Связано это с тем, что на неогороженную территорию имеют доступ любые граждане, помимо жильцов: не только гости, но и прохожие. Отсутствие ограждения свидетельствует об отсутствии запрета доступа на территорию и, конечно же, об отсутствии ответственности за это», – уточнил Михаил Ревякин.
При этом в случае, если территория ограждена и закрыта, доступ во двор посторонних лиц запрещен и может быть рассмотрен как административное самоуправство, за которое для граждан предусмотрен штраф до 300 рублей.
«Поскольку территория многоквартирного дома по адресу: пер. Университетский, 63, огорожена калиткой, имеются основания полагать, что двор являлся общей собственностью жильцов и проход сюда посторонним лицам запрещен. Однако в Постановлении администрации города от 27.07.2017 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, город Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 63, в связи с признанием многоквартирного дома литер «А» аварийным и подлежащим сносу» было прописано о необходимости изъять указанный участок для муниципальных нужд. Если данное постановление было исполнено, дворовая территория считается муниципальной собственностью с невозможностью ограничения жильцами доступа к ней иных граждан», – рассказал адвокат.
Чтобы прояснить ситуацию, редакция ИА «ДОН 24» направила запрос в городскую администрацию. Нам подтвердили, что земля была изъята городом для муниципальных нужд.