Старинный, атмосферный Константиновск – находка для любознательного туриста. Хранит столько историй, что можно пересказывать бесконечно.

Бабская и клад Стеньки Разина
Началось все в 1593 году со станицы на правом берегу Дона. Называлась Бабской (в некоторых версиях – Бабьей).Была не просто казачьей станицей, а укрепленным поселением -защитой от противников.
Единого мнения относительно происхождения названия нет.
Согласно первому варианту, в один из набегов жены казаков оказали своим мужьям такую мощную подмогу, что станица сохранила независимость. Тогда и «прижилось» название Бабская.
Другие исследователи уверяют – в пойме реки Дон обитали пеликаны, по-старинному «птица-баба» – вот вам и объяснение.
Как бы то ни было, Бабская разрасталась, и было решено объединить ее с другой станицей – Ведерниковской, основанной в 1672 году.
Тут с названием все более понятно – по фамилии казака-основателя Ведерникова.
Объединение произошло в 1839 году. К тому времени Ведерниковская уже являлась центром Первого Донского округа. Всего же земли казаков были поделены на семь округов.
Как итог объединения двух станиц появилась Константиновская. В честь великого князя Константина Николаевича Романова.
С началом Великой Отечественной войны получила статус рабочего поселка, а в 1967 году стала городом Константиновском.
До сих пор из уст в уста передается такая легенда. Когда предводителя народного восстания Степана Разина схватили и отправили в Москву, его брат Фрол, не в силах смотреть на пытки и в надежде на милость рассказал, что «перед походом на Царицын Стенька собрал письма и ценности, поклав в кувшин и засмоля, закопал в землю на острове на реке Дону, на прорве перед вербою».
Не ясно, под какой вербою и на каком острове. Но некоторые считают, что именно на острове Лучка, где и была станица Бабская.
Этот клад до сих пор некоторым не дает покоя.
Напоминалка из школьных уроков истории: донской казачий атаман Степан Разин в 1670-1671 годах возглавил народное антиправительственное движение.
В нем участвовали не только казаки, но и бурлаки, крестьяне, представители народов Поволжья.
Лозунг разиновского движения: «Я пришел бить только бояр, да богатых людей. С бедными и с простыми, как брат, готов всем поделиться».
Константин Тренев и Лариса Сокольская
Дом Константина Тренева – автора пьесы «Любовь Яровая» (1926 г.) – представляла выше и масштабнее. По крайней мере так он выглядит на фото в интернете.
В реальности оказался небольшим полутораэтажным строением.
Попробуй отыщи на старинной улице Константиновска. Спрятался за деревьями и заметно облупился. Табличка 1970-х годов тоже требует обновления.
А дом этот 1895 года постройки, действительно, с историей, которая протянулась через всю жизнь Константина Тренева.
Говорят, суровый вождь Сталин так любил его пьесу «Любовь Яровая», что ходил на нее не один раз.
В благодарность автор получил Сталинскую премию первой степени.
Но если честно, я так и не поняла, за кого в душе был Константин Тренев.
И не только я. кажется, сама судьба и та не понимала и устраивала ему сюрпризы.
До революции Тренев работал журналистом и редактором в новочеркасских газетах, высмеивал власть и духовенство, а потом влюбился и женился на Ларисе Сокольской – дочери настоятеля Николаевского собора в Константиновске.
С 1914 по 1916 годы жил с ней вот в этом доме, принадлежащем отцу Ларисы.
Ныне – улица Комсомольская, 11. Здесь он написал рассказы «В станице», «Святки», «Вечная любовь» и др.
Константин Тренев имел несколько образований, в том числе духовное, поэтому даже работал в церковно-приходской школе при Свято-Покровском храме.
Потом воодушевился революцией. Подружился с пролетарским писателем Максимом Горьким и первым в спектакле «На берегах Невы» создал сценический образ Ленина.
Но время спустя и в революции начал видеть недостатки. В том числе требования писать в духе соцреализма.
Однажды у него даже производили обыски сотрудники ОГПУ. Что искали, осталось неясным.
Кстати, Николаевский собор, где был настоятелем его тесть – Иоанн Сокольский, в начале 1960-х годов по решению властей взорвали. На его месте сейчас Дом культуры.
А вот Свято-Покровский, постройки 1912 года, где преподавал Тренев, сохранился.
Храм в 1930-е годы использовался под зернохранилище, потом немцами под склад боеприпасов, до конца 1980-х – под спортивную школу.
Вениамин Каверин: книги вместо водки
Автор любимого поколениями романа «Два капитана» Вениамин Каверин не просто бывал в Константиновской. Он здесь жил и работал.
После филфака Ленинградского университета в 1925 году был направлен сначала в город Шахты, а потом в Константиновскую – секретарем райкома ВЛКСМ.
Видя, что трезвость и местные жители не очень между собою ладят, добился, чтобы вино-водочный магазин стал книжным.
Кстати, первый в станице книжный магазин просуществовал все советские годы.
Это здание, ныне зеленого цвета, до сих пор можно увидеть на улице Ленина, 36. Правда, теперь вместо книг здесь продают товары для красоты.
Известно, что именно в Константиновской Вениамин Каверин «оттачивал перо» в поисках своего писательского почерка.
Здесь он работал над детективами «Большая игра» и «Конец Хозы».
Известность на всю страну ему принесли более поздние произведения – «Два капитана» (1938 -1944 годы) и трилогия «Открытая книга» (1949-1956 годы), написанные после отъезда из Константиновской.
Кто не знает: Каверин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя, выросшего в псковской многодетной семье -Зильбер.
Как человека, Каверина характеризует тот факт, что он не отворачивался от опальных авторов. Продолжал называть Михаила Зощенко лучшим другом, защищал Александра Солженицына и отказался от участия в травле Бориса Пастернака.
Купец Сивяков и первый автомобиль

Спускаясь к Дону по исторической части Константиновска, конкретно по нынешней улице Ленина, невозможно пройти мимо трехэтажного особняка купца Сивякова.
Один из самых уважаемых людей станицы, владелец торговых лавок в 1906 году на высоком берегу построил свой дом из красного кирпича в стиле модерн.
Известно, что в 1914 году Николай Иванович привез с парижской выставки невиданное в донских станицах чудо техники – автомобиль и устроил для него в доме гараж.
По прошествии стольких лет особняк сохранен. Где-то прочитала, что для кладки кирпича применялись песок, глина, куриные яйца и известковый раствор.
Сквозной проезд во двор тоже на месте. В него и захожу, чтобы осмотреть здание несимметричной формы со всех сторон.
Сейчас в особняке купца Сивякова находится детская школа искусств, а до войны был детский дом «Красный Октябрь».
Перед входом обращаю внимание на стенд с портретом мальчика. Это Петр Котельников – воспитанник константиновского детского дома, вошедший в историю как самый юный защитник Брестской крепости.
В 1940 году пятерых детдомовских мальчишек отобрали в 44-й стрелковый полк, базировавшийся в белорусском городе Пружаны. Тогда существовала традиция подготовки военных музыкантов.
В марте 1941 года в Брестскую крепость перевели полк, а в мае – и юных музыкантов. Там они и встретили войну. Самый младший –12-летний Петр Котельников.
Всю свою жизнь Петр Павлович посвятил военной службе. Стал прототипом Саши Акимова – одного из персонажей российско-белорусского фильма «Брестская крепость» (2010 г.).