Т-80БВМ, разбрызгивая весеннюю грязь, несётся по колее и лихо входит в поворот точно в обозначенном месте. Машина уверенно преодолевает все положенные на учебной трассе препятствия и, подкатив к финишу, замирает. Вроде бы, задача по учебному вождению выполнена хорошо. Но инструктор, глядя на секундомер, качает головой и кричит высунувшимся из люков танкистам: «Ещё кружок, парни! Вы можете лучше». Люки захлопываются, танк плавно берёт разбег и уносится на новый круг.

– Первоочередная задача сейчас – подготовить вновь прибывшее пополнение, отработать слаженность действий, – говорит командир танкового батальона 10-го гвардейского танкового полка 20-й гвардейской мотострелковой дивизии с позывным «Тверь».
Тренировки ведутся в очень интенсивном режиме. Максимум практических навыков, знания передают очень опытные инструкторы – командиры танковых взводов и рот из состава батальона. Новички с первых дней обучаются как единый экипаж, привыкая полагаться друг на друга, действовать совместно.
– Сейчас одну из основных угроз для танков на передовой представляют мины, поэтому здесь, на полигоне, механики-водители учатся замечать минные заграждения, грамотно их обходить.
С трудом верится, что экипаж танка под командованием «Седого» впервые начал осваивать боевую машину всего две недели назад. Малую трассу танкодрома экипаж «Седого» проходит за 15 с небольшим минут, почти отличное время. Колейный мост, подъём в горку и спуск, водное препятствие, повороты, развороты и обширный ассортимент минных заграждений уже не вызывают у ребят практически никаких сложностей.
– Отрабатываем и вождение ночью, даже ездим с инфракрасным прожектором. Конечно, в боевой обстановке это не пригодится, прожектор на передовой использовать не получится – это как пехотинцу встать во весь рост из окопа и, размахивая руками, кричать: «Вот он я!». Однако общее представление о возможностях машины новички получить должны, – поясняет инструктор «Реалист», командир танкового взвода.
Для отработки ночного вождения, максимально приближенного к боевым условиям, применяют «птицу». Экипаж должен научиться точно следовать указаниям командира, который «ведёт» танкистов по маршруту. Да и вообще, сегодня ни один танк не выходит на боевую задачу без сопровождения беспилотника, так что этот навык действительно чрезвычайно полезен на передовой.
Сейчас танкисты батальона в основном работают с закрытых позиций по плановым целям. Опорные пункты, блиндажи, неприятельские средства вооружения ежесуточно накрываются. Огневая работа ведётся и днём, и ночью, хоть противник и стремится подавить активность наших танков, массово применяя дроны.
– Очень много вражеских FPV-дронов сейчас на нашем направлении, это мешает подвозу снарядов и прочих ресурсов. Тем не менее, вопрос решаем, доставляем боекомплект и самое необходимое на мотоциклах, квадроциклах и иными методами. Автомобильный транспорт использовать пока нежелательно, – рассказывает об обстановке комбат «Тверь».
Для своих бронированных «коробочек» танкисты создают капитально защищённые, тщательно замаскированные позиции. Даже в случае попытки в одно время атаковать боевые машины большим количеством «камикадзе», у противника не получится разрушить укрытие. Кроме того, каждая позиция прикрыта дополнительными системами РЭБ и охраняется постами воздушного наблюдения.
– Мы продолжаем работу на новом для нас направлении. Это, конечно, непросто. И не только из-за сложившейся обстановки на данном участке линии боевого сопротивления, но и чисто в бытовом плане. Как известно – переезд семьи на новое место жительства равен двум пожарам, а у нас семья большая, целый батальон. Но мы со всем справляемся, как и всегда, – заключает командир танкового батальона.
Павел ЗАВОЛОКИН
Фото автора