Сторонами в суде являются департамент архитектуры Ростова и застройщик «Строительная компания — эволюция».
«Наше время» с января 2025 года внимательно следит за развитием событий на строительной площадке на пересечении ростовских улиц 7 февраля и Нижнебульварной. Там хотели возвести строительство 9-этажный дом с подземной парковкой. Причем выдавать разрешение на строительство многоэтажки на крохотном участке, расположенном на склоне, было явно нельзя. Но разрешение, тем не менее, было выдано департаментом архитектуры и градостроитель- ства города Ростова-на-Дону за номером 61-44-045501-2023 от 22 декабря 2023 года. 7 марта 2025 года этим же департаментом разрешение аннулирована.История появления этого документа – долгая и не вполне понятная. Поначалу департамент отказал застройщику, причем оснований для отказа было предостаточно. Это центр города, где запрещена высотная застройка. Неустойчивый склон, грунт которого может просто не выдержать дополнительной тяжести и сползти вниз к Дону. Охранная зона объекта культурного наследия. Малая площадь самого участка…
Но застройщик обратился в суд, и разрешение все-таки было выдано.
Дело, то есть строительство, пошло. Первой его жертвой стал маленький частный дом на соседнем участке, принадлежащий семье Геннадия Гигиберия, который восстановил или, точнее, построил заново свое жилище после пожара 2017 года, уничтожившего целые кварталы на спуске к Дону. После того, как на соседнем участке стали рыть котлован, в стенах дома Гигиберии начали расти трещины, а двор пополз к реке. А когда строители убрали еще и часть подпорной стены, семья Гигиберия поняла, что их дому не устоять.
Подпорные стены держат в этом районе, под значительным наклоном спускающемся к Дону, все улицы и кварталы. Их ставили еще во времена Парамонова, а возможно и ранее. В основе стен – ракушечник, проросший корнями деревьев. По-хорошему, то есть по градостроительным нормам, состояние этих подпорных стен должно жестко
контролироваться, проводиться регулярные замеры. А уж коли решат что-то строить, то отдельно нужно делать экспертизу подпорных сооружений и с учетом ее данных действовать дальше.
Судя же по представленным документам, никто никаких экспертиз тут не проводил и за состоянием подпорных стен не следил.
Хотя застройщик и предоставил в суд интересный документ - положительное заключение по проектной документации для строительства каркасно-монолитного 9-этажного дома по адресу: ул. 7 февраля, 2/99 (пересечение с Нижнебульварной), выданное частным экспертным бюро.
Реальность внесла свои коррективы: несмотря на заключение, трещины на стенах росли, двор продолжал ползти, а строительная техника заполонила соседний участок и захватила часть улицы...
И Геннадий Гигиберия пошел за защитой своих прав в суд, где в процессе познакомился еще с двумя интереснейшими документами.
Согласно им оказалось, что еще в июне 2021 года Гигиберия Геннадий Борисович сам лично передал в аренду своему соседу Мирзояну Армену Рафиковичу часть своего земельного участка– 100 кв.метров. Этот договор был заключен на срок менее года с правом пролонгации на новый срок, но по истечении продлен не был. Но Геннадий Борисович никакого договора не подписывал и о его существовании даже не подозревал. И землю в аренду не отдавал, поскольку нет у него лишней земли! В деле оказалось и письменное согласие Геннадия Борисовича Гигиберия на строительство на соседнем участке 9-этажного дома!
Тут кто угодно придет в замешательство. Если следовать логике, Мирзоян, ставя свою подпись на договоре и давая согласие на предоставление документов в суд, должен
был знать, что подпись Гигиберия - подделана, а договор и разрешение на строительство – фальшивки. А наличие этих фальшивых документов помогло Мирзояну получить разрешение на строительство.
Между тем, Мирзоян продал свой участок ООО «Строительная компания — эволюция», и строительство 9-этажки началось.
Гигиберия, обнаружив свои поддельные подписи обратился в полицию, где возбудили уголовное дело по ч.5 статьи 327 УК РФ. В соответствии с этой
статьей «под использованием заведомо поддельного (подложного) документа понимается его представление по собственной инициативе или по требованию уполномоченных лиц и органов в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным уполномоченным лицам в качестве подлинного в целях получения (подтверждения) права, а равно освобождения от обязанности». А то, что подписи на документах сделаны не Гигиберия, было подтверждено двумя независимыми экспертными организациями.
Дело было возбуждено в марте 2025 г., но расследование до сих пор с места не сдвинулось, и даже наоборот, оно было приостановлено, потому что следователи так и не смогли понять: кому же понадобилось подделывать документы? И кто это сделал?
Опять пробуем включить логику. Некто хочет получить разрешение на строительство. Участок, на котором он собирается строить высотку, слишком маленький для этого. Бок о бок с местом будущего строительства стоит частный дом, владелец которого никак не хочет, чтобы его дом рухнул в результате строительства 9-этажки рядом. И вдруг эти два препятствия чудесным образом устраняются: сосед подписывает разрешение и в придачу отдает существенный кусок своего участка. Бери, дорогой, пользуйся, стройся.
Мирзоян берет эти внезапно появившиеся неизвестно откуда документы (где его подписи подлинные, а Гигиберии – поддельные) и несет их куда надо, получая в результате разрешение на строительство.
Следователи не могли не заметить этих обстоятельств, но тем не менее приостановили дознание на основании п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ, в которой перечисляются основания для прекращения расследования. Например: «…производство по уголовному делу может быть приостановлено, если в ходе расследования преступление не раскрыто, то есть лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено».
Проведя проверку жалобы Гигиберии о бездействии долж-ностных лиц территориального отдела полиции по уголовному делу, – Прокуратура Кировского района Ростова, правда, отменила приостановку дела и оправила его для проведения дополнительного дознания. Теперь, наверное, изготовителей поддельных документов найдут и уличат.
Или хотя бы установят, кто же получил выгоду от того, что они появились.
Между тем, разрешение на строительство, полученное таким экзотическим способом, было аннулировано 7 марта 2025 года департаментом архитектуры.
И теперь ООО «Строительная компания — эволюция» судится с департаментом, требуя восстановления разрешения на строительство. Третьим лицом в суде выступает министерство строительства Ростовской области. Оно уже опубликовало обоснование своей позиции.
И резоны, которые приводит министерство в пользу отказа в разрешении строить на склоне высотку, нового ничего не содержат, мы уже приводили их на страницах газеты не раз. Участок крохотный, нужной инфраструктуры нет. Расположен он в охранной зоне памятника. Застройщик начал стройку с нарушений: перекрыл тротуары и захватил часть муниципальной земли. А с 2020 года в исторической части города вообще запрещена высотная застройка.
Казалось бы, о чем речь? Но, зная историю вопроса, мы не рискуем предсказать результат разбирательств.
Ближайшее судебное заседание назначили на 12 ноября 2025 года.