О службе на передовой рассказывает командир расчёта самоходной гаубицы «Мста-С» старший сержант «Камыш»

О службе на передовой рассказывает командир расчёта самоходной гаубицы «Мста-С» старший сержант «Камыш»

Он – командир орудия. За отличную службу награждён медалью «За воинскую доблесть» и орденом Мужества. За три года пребывания в зоне СВО прошёл самые разные испытания.

О службе на передовой рассказывает командир расчёта самоходной гаубицы «Мста-С» старший сержант «Камыш» – Помню, как первый раз в машину сел и учился работать. В декабре 2022-го нашу гаубицу в ходе противостояния с артиллерией противника сожгли. Механику-водителю тогда руку перебило, мы его перебинтовали и на эвакуацию передали. В меня тоже осколок попал – в спину зашел, но не глубоко, и со временем вышел. Помню, как меня тогда контузило – шесть дней кряду голова была, как чугунный колокол – все звенела, и я почти не слышал.

На Донецком направлении был случай, когда противник отрабатывал по нашему квадрату «градами», и я ползком в укрытие залез. В тех боях я получил орден Мужества – за успешное поражение противника и помощь в наступлении. А на Кураховском направлении наши подразделения продвигались очень быстро, и мы прям несколько дней шли вперёд…

Раньше «Камыш» служил в воздушно-десантных войсках, где он отработал контракт в должности командира отделения. После армии работал на «гражданке», потом парня мобилизовали, и он попал в артиллерию.

– Так как у меня уже был опыт работы с личным составом, когда формировали артиллерийские расчёты, меня поставили командиром орудия. На Херсонщине был месяц подготовки: физические тренировки, практическое обучение работе с орудием. Потом выехали уже на боевую задачу. Весь расчёт выполнял артиллерийскую боевую задачу впервые. И, честно говоря, никто не знал точно – всё ли правильно он делает. Мы на позицию прие-хали, нам говорят – обнаружено орудие противника, наводите на цель. Наводчик, вроде, навёлся, а у самого руки дрожат и в голове мысли – туда я вообще стрельну или нет. Тут, как говорится, главное – своих не задеть. Страшновато было, ну ничего, справились и потихоньку начали работать…

По ходу службы состав расчёта «Камыша» менялся. Кто-то получил ранение, кто-то перевёлся в другое подразделение. С нынешними товарищами он воюет уже полтора года.

Теперь, вспоминая свою первую задачу, «Камыш» рассказывает, что он воспринимает орудие в совершенно ином свете.

– Когда первый раз залезаешь внутрь, думаешь – тысяча кнопок, и жизни не хватит, чтобы всё это запомнить. Однако сейчас я чувствую машину как продолжение своих рук. Когда обучаю только недавно прибывших новичков, вижу, как они смотрят на панель управления выпученными глазами, и объясняю, что на самом орудие понять очень просто. Все вскоре будет интуитивно, а пока есть определённый порядок действий, который легко запомнить… Когда происходит первый выстрел, главной неожиданностью для новичков становится то, как тихо внутри машины, и даже во время стрельбы можно общаться без шлемофона.

– Научить любого можно, – продолжает «Камыш». Тут главное, чтобы каждый знал, что должен делать: наводчик – в своей сфере по прицелу, по угломеру, как наводиться; мехвод – все тонкости управления и ремонта ходовой должен знать; а я как командир обязан их проконтролировать. Командир вообще должен все знать в этом орудии. И как гильзу подать, и как поломку устранить, и как навестись.

Также важной частью армейской службы на СВО является возможность увидеть результаты своих трудов.

– Раньше с этим посложнее было. Вроде, выстрелил, задачу выполнил, но не понятно – поразил противника или нет. А сейчас дроны за всем наблюдают. После отработки операторы показывают видео и видно, как снаряды достигли цели. Тоже очень приятно знать, что ты с задачей справился и помог боевым товарищам.

Помимо прочего, важной частью службы артиллеристов является доставка боеприпасов.

– Зачастую так получается. Сначала ты на позиции цели поражаешь, потом меняешься с товарищами и им боекомплект подвозишь. А здесь тоже есть свои трудности. Чтобы везти снаряды, нужно место для груза, а большие машины использовать небезопасно, поэтому ездим на «буханках», УАЗиках и других среднегабаритных авто. Конечно, главная проблема для нас – это дроны. К примеру, три дня назад еду и вижу, как в кустах «ждун» сидит. То есть противник заранее разведал пути подвоза боекомплекта, и операторы ВСУ сделали там засаду. А нам повезло, и мы, заметив вражеский БпЛА, отъехали на безопасное расстояние и расстреляли его. Сработали четко и оперативно. Но бывают и менее удачные случаи. Товарищи наши на подвозе БК за неделю три машины потеряли…

Кстати, в расчёте «Камыша», кроме него, за боевые заслуги награждён ещё и наводчик – медалью Жукова.

Филипп Харченко

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей