В преддверии 80-й годовщины окончания Великой Отечественной войны телерадиокомпания «ДОН-ТР» представляет проект, в рамках которого мы рассказываем о героях, приближавших Победу в мае 45-го. Сегодня речь пойдет о легендарном советском разведчике Рихарде Зорге. Подробнее в сюжете.
«Япония не пойдёт на Север» — именно эти слова, доложенные Рихардом Зорге в Кремль, решают судьбу страны. В 1941 году накануне переломного сражения за Москву часть советских войск в это время готовится и к нападению Японии. После секретного отчёта разведки Красная Армия перебрасывает силы на защиту столицы. Без этого сообщения Москва могла бы пасть.
«История не знает примера, когда бы 13 лет в самом сердце вражеского логова работал с таким размахом агент черной разведки и ни одного прокола», — рассказывает историк, научный сотрудник Южного научного центра РАН Владимир Афанасенко.
Рихард Зорге — разведчик СССР. Немец по происхождению, советский по духу — обаятельный полиглот, знавший восемь языков, — внедрился в элиту нацистской Германии и японской власти под видом журналиста. В самый критический момент — в начале войны — сообщения Зорге докладывали лично Сталину. На основе его донесений Москва принимала стратегические решения. Он переиграл две иностранные державы, но был выдан. Японцы арестовали Зорге. Два года пыток, но Рихард не назвал ни одного имени. За год до Победы, в 1944 году, его повесили в тюрьме Сугамо. Двадцать лет не только жизнь, но и смерть этого человека находилась под грифом «совершенно секретно».
«Он был посмертно удостоен звания через двадцать лет — Герой Советского Союза.
Рассекретили впервые масштаб этой личности. Удивительно, что Ростов стал вторым городом, в котором память о Зорге была увековечена», — рассказывает историк, научный сотрудник Южного научного центра РАН Владимир Афанасенко.
Имя можно найти не только на карте Советского района. Память о немувековечили и в граните. Мемориал открыли возле 80-й школы, которая носит имя разведчика с 1965 года. Здесь его особенно почитают. Зорге Рихард сражался не на передовой, а в тылу врага. И этого было достаточно, чтобы изменить ход Второй мировой войны.