Боец без страха и упрёка

Боец без страха и упрёка

Главы из книги Александра Митропольского «Негаснущие звезды донского футбола»

Боец без страха и упрёкаАлександр Михайлович Гацкан родился 27 марта 1984 года в Кишинёве Молдавской ССР. Опорный полузащитник. Футболом начал заниматься в одиннадцать лет в детско-юношеской спортивной школе в родном городе. Профессиональную карьеру игрока начал в клубе «Униспорт-Ауто», с которым с 2000 по 2004 год прошёл путь от низшего до высшего дивизиона чемпионата Молдовы.

Затем играл за молодёжный состав московского «Спартака», откуда был приглашён в «Спартак» (Челябинск). Провёл 36 игр, забил 2 гола.

С 2006 по 2008 год защищал цвета казанского «Рубина». Сыграл 40 матчей, забил 2 гола. В середине 2008 года заключил контракт с «Ростовом», где играл до 2019 года. Провёл 275 игр, забил 21 гол. В течение нескольких успешных сезонов был капитаном команды.

В 2019 году перешёл в самарские «Крылья Советов», в составе которых выступал до завершения профессиональной карьеры в 2021 году.

Защищал честь молодёжной и национальной сборных Молдовы. В главной команде страны с 2005 по 2018 год сыграл 61 матч, забил 5 голов. Признавался футболистом года в Молдове в 2013, 2015-2017 годах.

Обладатель Кубка России 2013-2014 годов в составе «Ростова». Серебряный призёр чемпионата России 2015-2016 годов в составе «Ростова». Дважды выигрывал золотые медалей чемпионатов России среди клубов первой лиги – в составе «Ростова» и «Крыльев Советов». Финалист Кубка России в составе «Крыльев Советов».

В 2015 году был удостоен общественной награды от болельщиков «Ростова» – «Жёлто-синее сердце».

В качестве тренера молодёжной команды продолжает и сегодня трудиться в структуре ФК «Ростов».

Боец без страха и упрёка

«Хочу забить гол!»

– Сколько себя помню, с раннего детства любил мяч – говорит Александр Гацкан. – В три-четыре года с огромным удовольствием возился с ним возле дома. Папа рассказывал, что ещё чуть раньше, в деревне, у нас была собачка, которая тоже была не прочь поиграть с мячом, а я ему говорил: «Папа, держи её, я хочу забить гол». Но при этом заниматься систематически я начал довольно поздно, только в одиннадцать лет. До этого просто с упоением гонял мяч в любом месте, где только была для этого возможность, там меня и можно было найти.

Получилось так, что в пятом классе к нам пришёл парень из другого района города, который занимался в секции футбола детско-юношеской спортивной школы. Как-то играли на уроке физкультуры между собой, он спросил, где я занимаюсь футболом. Ответил, что вообще не занимаюсь, просто гоняем мяч во дворе с друзьями. Он предложил пойти с ним на тренировку. Пошёл к маме, сказал, что мне нужны кеды, начну тренироваться в секции футбола. С деньгами было трудновато, но она не возражала, поскребла по сусекам, купила мне кеды, и я пошёл заниматься. Понравилось, но поначалу, можно сказать, был в команде середнячком, сильно не выделялся. Старался очень внимательно относиться к тому, на что нацеливает тренер. Первый тренер Анатолий Миронов – родом из Донецка, заложил первые надёжные кирпичики в фундамент моего развития. Потом, лет в четырнадцать-пятнадцать, на лидеров нашей команды обратили внимание наставники другого коллектива, который назывался «Вите-Ауто» (Кишинёв). Это было что-то вроде академии, она активно развивалась.
Трёх ребят, в том числе и меня, пригласили в этот коллектив. Выступали в чемпионате Молдовы, всегда были в тройке лучших. Через какое-то время команда соединилась со спортивным университетом в Кишинёве и получила название «Униспорт-Ауто». Мы начали со второго дивизиона и постепенно дошли до высшей лиги чемпионата страны.
«Меня переформатировали»

– Как определилось ваше игровое амплуа?

– Первый тренер всегда ставил на позицию крайнего полузащитника. В «Вите-Ауто» тренер видел меня уже на другой позиции – под нападающими, в роли фантазисты. На том уровне, что был там, я выделялся, думал, что я такой техничный, пасами между линиями выводил ребят один в один, хорошие подачи получались. Переводил мяч из одной зоны в другую, удавалось успешно отрабатывать в отборе. Словом, меня переформатировали. С теми тренерами мы дошли до профессионального футбола во второй лиге Молдовы. В течение двух лет вышли в высшую лигу. Потом пришло предложение попробовать свои силы на просмотре в «Спартаке», который тогда тренировал Романцев. Президент клуба «Униспорт-Ауто» Натан Бартфельд, царствие ему небесное, известный арбитр,, имел достаточно хорошие связи в Москве, договорился, чтобы меня и ещё одного игрока из нашей команды пригласили на просмотр. Это было в зимний перерыв, мне ещё не было восемнадцати лет, пришлось поехать на поезде с отцом. Всё сложилось удачно, пару голов забил, хорошо сыграл, и меня позвали на второй сбор, который команда проводила в Израиле. Но, к сожалению, в то время не получилось остаться и подписать контракт. Было ещё несколько просмотров: в «Торпедо-ЗИЛ», в Литве, в Каунасе, в Израиле в «Хапоэле» (Хайфа). Но всё время были какие-то проблемы, команды не договорились или не совсем подходил по стилю игры, не могу сказать, почему тогда не сложилось.

Во второй раз поехал в «Спартак», в молодёжную команду, в девятнадцать лет. Окреп физически, стал устойчивее психологически и, наверное, в целом мастеровитее. Получилось остаться. Провёл половину сезона, сыграл восемнадцать игр, забил два гола, пару голевых передач отдал…

Боец без страха и упрёка

С подачи Бердыева

…Я получил приглашение из «Рубина» от Курбана Бекиевича Бердыева. Подписал контракт. Тоже помог Бартфельд, подсказал казанцам, что есть парень, на которого нужно посмотреть. Неделю был на просмотре. В «Рубине» провёл два хороших сезона. В первый год заняли пятое место, играли в квалификации Кубка УЕФА. Во второй год стали десятыми. А я на зимних сборах заболел воспалением лёгких. Получилось, что пропустил основные тренировки и игры. Поговорил с Курбаном Бекиевичем, чтобы, если будет возможность, уйти куда-то. Как раз в это время пришло предложение от «Ростова». Тогда команду возглавлял Олег Долматов, он хотел видеть меня в составе. Пришёл в межсезонье, отыграл полгода, мы вышли в высшую лигу. Показали рекордные достижения по победам, по очкам, по забитым мячам. Эти рекорды стояли длительное время.

Но вернёмся к переходу в «Ростов». После возвращения в элиту мы заняли четырнадцатое место, и клуб расторг контракт с Долматовым. Год или полтора работали под руководством Олега Протасова. В тот период у нас часто менялись тренеры. Так, можно сказать, болтались туда-сюда, пока в 2013 году не пришёл Миодраг Божович. Команду пополнил ряд сильных игроков: Джано Ананидзе, Артём Дзюба, несколько легионеров, Стипе Плетикоса в воротах... Показали достаточно хороший результат в чемпионате и в 2014-м выиграли Кубок России.
Мне удалось забить и «Ротору» в одной четвёртой финала, и «Лучу-Энергии» в полуфинале. Мало кто верил в нас перед финалом, играли с «Краснодаром», который в то время был уже на подъёме, с хорошими футболистами. Многие команды в таких случаях заранее готовят футболки с соответствующими надписями, договариваются о банкете, делают запас шампанского... У нас ничего такого не было подготовлено, и, наверное, это правильно. Концентрировались на мысли, что раз уж вышли в финал – надо бороться, отдать все силы, чтобы завоевать престижный трофей. Фортуна, конечно, улыбнулась нам. Когда я не реализовал пенальти, ощущения были ужасные, как будто земля ушла из-под ног, белый фон перед глазами. Но спасибо Стипе Плетикосе, он отбил мяч после следующего удара соперников, который исполнял Газинский. А у нас Лоло забил пенальти – и мы пошли радоваться все вместе. Я как-то выдохнул, как говорится, отпустило.

Боец без страха и упрёка

Остаться в элите

Помню, как нас встречали в аэропорту: больше пяти тысяч болельщиков, губернатор, другие руководители области, цветы, овации. Очень яркий, эмоциональный, запоминающийся момент. После завоевания кубка и в целом удачного сезона многие лидеры ушли из команды, Дзюба и Джано вернулись в «Спартак», другие хорошие игроки покинули команду. Наш клуб настиг финансовый кризис. Не могли себе позволить взять игроков более или менее хорошего уровня. Брали из второй или первой лиги. Поэтому не получилось во второй год после кубка хорошо сыграть, но после половины сезона в команду пришёл новый тренерский штаб во главе с Курбаном Бердыевым. На первой встрече с игроками, а команда была в зоне вылета, он поразил всех, заявив: «Ростов» останется в элите, а в следующем сезоне будет бороться за чемпионство. Мы с Калачёвым посмотрели друг на друга, не очень понимая, как это станет возможным, если сегодня боремся за выживание. Но так и было.

В том сезоне остались, в межсезонье усилились, пришли Навас, Азмун, Бухаров. Когда уже начали сезон, пришёл Нобоа. Весь сезон прошли в группе лидеров. Но в концовке не хватило ресурсов, чтобы занять первое место. Серебряные медали тоже давали возможность играть в квалификации Лиги чемпионов.

Помню также установку Бердыева, когда прошла жеребьёвка и стал известен первый соперник – «Андерлехт»: «Надеюсь, вы не думаете, что мы пришли сюда только для того, чтобы закончить выступления на этом этапе. Нет, мы будем бороться за выход в групповой этап Лиги чемпионов». Установка была правильная. Мы поверили в тренера. Он верил в нас. В итоге прошли первый раунд. Потом прошли «Аякс», причём здесь провели второй матч не только с хорошим результатом, но и с хорошей игрой, что ещё более укрепило уверенность в своих силах. Пробились в групповой этап Лиги чемпионов.

Попали в группу с ПСВ (Эйнд­ховен), «Баварией» (Мюнхен) и «Атлетико» (Мадрид). Два последних клуба были полуфиналистами прошлогодней Лиги чемпионов. В первой игре на выезде с «Баварией» пропустили пять голов, хотя в первом тайме играли достаточно хорошо. Судья назначил пенальти, начали раскрываться, а такие команды, в которых очень квалифицированные игроки, наказывают за любые ошибки. Не дают второго шанса. После этого состоялся хороший разговор между игроками отдельно и с тренерским штабом, посмотрели свои ошибки, проанализировали и пошли дальше. Дома сыграли вничью с ПСВ – 2:2. кстати, получилось, что я заработал один из пенальти – второй. Мы реализовали его, поверили в себя, начали гораздо увереннее выступать. Третий матч проиграли с минимальным счётом «Атлетико», по игре и ощущениям не должны были проигрывать. И на выезде в Мадриде мы тоже проиграли – 1:2, но по игре минимум ничью должны были отвоевать. Пятый матч в группе провели дома, он стал легендарным – против «Баварии». Выиграли – 3:2 и доказали, что команда даже с таким бюджетом, как у нас, может хорошо играть и добиваться солидных результатов, даже победы над одним из грандов европейского футбола. Шестой матч – в Эйндховене – нам нужно было не проиграть, сыграли с ПСВ на выезде – 0:0.

Желтая карточка

В Лиге Европы первым соперником стала «Спарта» (Прага). Мы хорошо сыграли в Ростове, выиграли – 4:0, на выезде сыграли вничью – 1:1 и прошли дальше. К сожалению или к счастью, в следующем раунде попали на самую сильную команду, которая и выиграла Лигу Европы – «Манчестер Юнайтед» под руководством легендарного тренера Моуринью, с такими игроками, как Ибрагимович, Погба. В Ростове мы сыграли вничью – 1:1. Были моменты, чтобы забить второй гол, но не получилось. Умный Моуринью проанализировал, у кого есть жёлтые карточки, кого можно вынудить пропустить ответную игру. Помните момент, когда Калачёв оказался перед ним на бровке, они начали о чём-то спорить, тренер провоцировал, чтобы Тимофей высказал пару неласковых слов и ему дали вторую жёлтую карточку, не в матче, а в этом турнире. И со мной была такая же ситуация. У меня была одна жёлтая карточка. Не должен был получить вторую. Но, к сожалению, эмоции и где-то неопытность на столь высоком уровне не позволили избежать этого. Тот же Ибрагимович провоцировал меня, в итоге я сыграл против него чуть грубо и получил жёлтую карточку. Плюс у нас травмировался Джанаев. В итоге три ключевых футболиста не смогли сыграть на выезде. Мы проиграли – 0:1. В концовке матча у Нобоа была возможность забить со штрафного, но вратарь сборной Аргентины Ромеро отбил удар и дал хозяевам возможность пройти дальше, дойти до финала и в решающем матче выиграть, кстати, у «Аякса».

– Рассказывают, что Бердыев чуть ли не за руку водил каждого игрока на тренировках, рассказывал, внушал, что нужно делать то-то в этот момент и то-то в других обстоятельствах.
– Главное, что он мог донести до каждого информацию очень правильно и очень просто, доходчиво. Найти нужные слова, правильно разобрать соперника, его слабые и сильные стороны. Профессионал своего дела. Он отдавал двадцать четыре часа в сутки футболу: анализ, тренировки, игры, анализ, тренировки... И так день ото дня. Результаты команд, с которыми он работал, прогресс каждого игрока и коллектива в целом убедительно доказывают, что это очень самобытный, выдающийся наставник. О нём и его тренерском штабе могу сказать только самые хорошие слова. Очень важно подчеркнуть, что он не был один, его тренерский штаб – это тоже сплочённая команда единомышленников. В неё входили сильные тренеры, которые каждый на своём месте вносили очень важный вклад в те достижения, о которых все говорят в связи с именем главного тренера.

Родной Ростов

– Интересный вопрос: как Ростов стал для вас родным городом?

– Честно сказать, когда только приехали, он мне не очень приглянулся: сильные ветра, нередко пыль, люди южные, частенько эмоциональные, вспыльчивые. Но с годами мы начали смотреть на него по-другому, открыли для себя много замечательных граней как города, так и характера ростовчан. Появились друзья, они и сейчас есть. Город с богатой историей, огромной любовью к футболу, славными спортивными традициями стал для нас родным, здесь родились наши сын и дочь. Мы остались жить в Ростове, нам всё нравится, в том числе уважение людей ко мне, они ценят то, что я смог помочь команде добиться хороших результатов. Ко мне хорошее отношение как в клубе, так и со стороны болельщиков. Вот недавно зашёл в «Магнит» за покупками, одна девочка увидела, удивилась: Александр Михайлович, можно сфотографироваться? Конечно, с удовольствием. Никогда не отказываю болельщиком в общении, могу сфотографироваться, написать автограф, поговорить, поделиться мнением...

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей