Современная школа на 1340 мест, построенная в Азове, стоит на краю обрыва в окружении промышленных предприятий и автомобильных трасс с интенсивным движением.

Школа стоит на рукотворной насыпи, склоны которой ничем не укреплены. В самом склоне проделан тоннель, по которому в овраг стекает вода.
Собственно, строить школу в юго-восточном микрорайоне города хотели очень давно, еще в доперестроечные времена. В 1971 году был разработан градостроительный план, который предусматривал строительство школы в этих местах. Вот только располагаться она должна была не над оврагом, а в глубине территории справа от шоссейной дороги.
Каким образом школа «переехала» на край оврага, сейчас уже не установить – «иных уж нет, а те – далече».
Если стоять к школе лицом, то справа окажется железная дорога, а слева – автотрасса.
Ветераны-строители хорошо помнят, что в этих местах проходят коммуникации (канализация, водопровод), которые прокладывали во время строительства комплекса детского питания в Кулешовке. Сейчас к этим сетям подключены новые объекты. И вроде бы строить тут школу совсем не резон.
Общественники давно пишут письма, требуя разобраться, почему школу разрешили строить в овраге? Учитывает ли проект, что здание поставили на неукрепленных насыпных грунтах? Как будет решаться вопрос с безопасностью детей, которым придется добираться к школе, окруженной авто и железной дорогами?
Как водится, в ответ приходят письма, в которых нет ответов на волнующие ветеранов вопросы, но есть утверждения: все правильно, все по закону. Отведенный участок, согласно данным учета Росреестра, имеет вид разрешенного использования «дошкольное, начальное и среднее общее образование». Проект планировки еще в 2014 году был утвержден постановлением администрации Азова за номером 2352.
И формировался участок в соответствии с Генеральным планом. А согласно карте функционального зонирования расположен этот участок в зоне «Общественно-деловая застройка».
Что касается опасений насчет находящихся рядом промышленных предприятий, то тоже все в порядке. Расстояние от них до участка школы не нарушают нормы СанПиНа.
По этой «горочке» надо подъезжать к кафе «Кантина».
Инженерные коммуникации не пересекают участок школы, а просто расположены рядом. Он находится за пределами санитарно-защитной зоны действующих КНС-1 и КНС-4.
А размещение рядом с автомобильными дорогами? Тоже не страшно: тут будут оборудованы безопасные пешеходные переходы через улицу Московскую и проезд Объездной.
С безопасными переходами и подъездными путями вышел некоторый конфуз. Потому что их расположение было спроектировано таким образом, что подъехать к объектам, принадлежащим «Кантине», теперь нельзя. А безопасный переход располагают так, что он ведет в никуда.
Генеральный директор ООО «Кантины» Надежда Крыштопа обращалась с жалобой по этому поводу в министерство транспорта Ростовской области. Ей ответили, что все будет хорошо, а на участке строящейся автомобильной дороги «предусмотрено понижение бортового камня для съезда к территории, прилегающей к кафе-магазину, расположенному в восточной части спортивно-развлекательного комплекса ООО «Кантина».
Увы, что-то пошло не так. И подъезда к «Кантине» нет.
Зато сточные воды имеются в избытке. После того, как в насыпи, на которой поставили школу, пробили тоннель для стока, вода устремилась в овраг, затапливая виноградники, принадлежащие «Кантине». Вниз со склона сбрасывается мусор, что тоже не украшает спортивно-развлекательный комплекс.
В феврале 2025 года заместитель губернатора Ростовской области – министр транспорта Алена Беликова приезжала в Азов в том числе и для ознакомления с организацией движения транспорта и пешеходов в районе строящейся школы по улице Московской, 304.
К сожалению, об этом визите хозяева близлежащих участков и родители будущих учеников школы узнали только из поста в Телеграме. Поэтому переговорить с Аленой Олеговной и познакомить ее с аргументами, свидетельствующими об ошибках в проектировании и необходимости доработки проекта, не удалось. Впрочем, мнением хозяина участка, на котором расположена «Кантина», никто не интересовался, и никакие детали с ним не согласовывались, хотя этого требует закон.
Хозяин «Кантины» – известный журналист Алексей Скляров, сопредседатель Общественного совета по правам предпринимателей – не раз в эфире телерадиокомпании «Пульс» поднимал вопросы неэффективного использования бюджетных средств при дорожном строительстве в районе новой школы.
Особого эффекта это не возымело, вот разве что… погром в кафе «Кантина». Оно готовилось к открытию, туда было завезено оборудование, закончены отделочные работы. Кафельную плитку разбили и облили краской, окна выбили, дорогостоящую технику раскурочили…
Громившие кафе не знали, что там установлены камеры видеонаблюдения, и их подвиги запечатлены. Но это – уже другая история, к которой мы обязательно вернемся...