Как делается имидж России

Как делается имидж России

Можно ли в канун 80-летия Великой Победы и Год защитника Отечества считать защитником Родины Сталина?

Как делается имидж России

Так хорошо начиналось!..

Мой отец бежал из немецкого концлагеря в марте 1945 года. Воспользовался налетом английских бомберов и рванул через разбитую ограду. Чтобы не утонуть в реке Майн, привязал себя к бревну (иначе из-за голодного бессилия не удержался бы) и переправился на уже занятый американцами левый берег.

Побродил по лесу и наткнулся на полянку, где отдыхал от ратных дел танковый батальон. Негры, глядя в трофейные зеркала, соскабливали с черных шей белую пушистую пену – брились. Увидев в отражении изможденного парня, повскакивали и обступили с интересом. Поняв, что перед ними русский, схватили отца на руки и стали подбрасывать в небо с криками «Вива Раша! Вива Сталин!» или что-то в этом роде. Потом кормили, как любимого ребенка.

Они впервые увидели русского. Мой батя впервые увидел негров. В расистской Германии это было немыслимо. А в маленьком селе на Днепре, откуда отец родом, он не видел их даже в сталинском политкорректном (как нынче говорят) фильме «Цирк».

Так на моего отца впервые срикошетил луч планетарной славы Сталина.

Моего отца давно нет на свете (царствие ему небесное!). Сталина нет уже более 70 лет. Отца моего вспоминает только несколько человек родни. А у Сталина все та же планетарная слава. Только с другим знаком – отрицательным. Такие вот метаморфозы. Неизменно одно – как раньше, так и сейчас имя Сталина (в мире, или, скажем так, – за рубежом) увязывается с русским человеком и вообще с Россией, нравится нам это или нет.

Глобальная деревня

Так случилось, что почти вся моя армейская служба прошла или по окраинам Советского Союза, или за границей. Я родился на Западной Украине, учился во Львове, служил в Узбекистане, в Туркменистане, в Афганистане, в Германии (сначала в ГДР, потом в объединенной ФРГ) и наконец добрался до России, осев в Ростове-на-Дону. Я привык к тому, что для окружающих представляю собой если не иностранца, то чужака, человека другой культуры или другой страны. Поневоле станешь патриотом. Ведь по тебе одному (иногда по одному твоему поступку или слову) судят о целом народе.

Более того, я – провинциален. Уроженец маленького поселка, где все на виду, я привык соизмерять свои слова и действия с принципом: «А что соседи скажут?» Это очень ярко высмеяно в фильме «Безымянная звезда» с А. Вертинской и И. Костолевским в главных ролях.

Увы, то, что было смешно и нелепо полвека назад, стало нормой сегодня, только на другом уровне, на более высоком витке спирали развития, по формуле философа Гегеля. К примеру, замучили американские солдаты иракских пленных в Абу-Грейв – весь мир узнал и зашумел. Умер в русской тюрьме Магнитский (абсолютно неизвестный раньше стране, до которого всем нам, прости Господи, нет никакого дела) – опять ажиотаж. Уж не говорю о Викиликсе и Джулиане Ассанже.

Мы все теперь живем в одной деревне, где ничего не утаишь от соседей и других односельчан. Просто деревня приобрела форму и масштаб планеты. Я родом из деревни, я знаю ее правила жизни. Это лично мое восприятие глобализации.

Как делается имидж России

Сергей Тютюнник и Наталья Солженицына на книжной выставке.

Вот Солженицын, который начал «мочить» Сталина почти 70 лет назад, жил по другим правилам. Тогда не было Интернета и мирового телевидения. Поэтому он тупо бил и бил в рельсу, как пьяный сторож, чтоб перебудить весь свет. И таки перебудил. Методично, десятилетиями собирал «историческое окаменевшее дерьмо» (слова В. Маяковского), без всякой надежды на получение официальных документов из архивов. Он собирал мемуары и воспоминания – самый сомнительный материал для настоящего историка. И вылепил «свой образ» страны: СССР – как «архипелаг ГУЛАГ», Сталин – главный «вертухай».

Я всегда относился к Солженицыну с долей какого-то смутного, нечеткого недоверия. Согласитесь: как можно доверять злому старику с полным отсутствием чувства юмора? Не помню, чтобы он когда-нибудь в интервью пошутил или улыбнулся…

Однажды на книжной ярмарке случайно познакомился с Натальей Дмитриевной Солженицыной – очаровательной женщиной. Она, наверное, образец русской жены. Другой вопрос – что мне не совсем нравится вклад ее мужа в развал моей страны.

Я на тот момент еще служил, был в военной форме, и она подписывала мне книгу. Ей хотелось что-то хорошее сказать об армии, и она написала (спасибо ей!). Но любопытно, что автограф прокомментировала приблизительно так: «Александр Исаевич всегда ругался, когда я что-то хорошее про нашу армию говорила…».

– Ну, он же фронтовик, у него, видимо, повышенные требования к армии, – попытался я как-то задним числом оправдать ворчливого старика.

Хотя теперь думаю: зачем? Предполагаю, что вообще вся эта наша российская государственность с ее атрибутами (типа армии) его раздражала. У разочаровавшихся идеалистов бывает такое вечное недовольство по поводу предмета бывшего обожания.

Короче говоря, своими сочинениями Солженицын обессмертил имя Сталина. Такого пиара вождю никакой коммунистический агитпроп не создал бы. Сталин стал вечным символом россиянина. Правда, с неким раздвоением. Как сказала Ахматова: «Две России встретились лицом к лицу. Одна сажала, другая сидела».

Эта формулировка закрепилась в сознании всего «цивилизованного» мира. В самой России, понятное дело, так думают далеко не все. Но вот взгляд на Россию извне именно такой: сталинская страна, где одни сажали, другие сидели. И те, и другие, таким образом, люди как бы неполноценные, не совсем нормальные. Тут эффект, как в старом армейском анекдоте: не то он шинель украл, не то у него украли, но в чем-то нехорошем он замешан.

Не зря в последние годы руководство России без конца говорит о необходимости продвижения в мире положительного имиджа нашей страны.

Действительно, на нас смотрят как на неполноценных. Раньше только из-за дальних рубежей, теперь и из-за ближних. Прибалты, украинцы, молдаване, казахи, азербайджанцы, грузины…

К сожалению, и многие россияне думают так же, как европейцы или американцы: мы, дескать, уроды, которые либо сажают, либо сидят. И Вторую мировую войну выиграли не русские. Это «хорошие» американцы разгромили войска двух параноиков – Гитлера и Сталина. Ну, что-то в таком духе…

На фоне СВО многие забыли первый, еще «домайданный», характерный скандал 9 мая 2012 года во Львове, когда «местные патриоты» не пустили людей на Холм Славы, где похоронены красноармейцы, погибшие в Великую Отечественную при освобождении города от фашистов. «Нацики» не пустили к святому для многих месту не «делегацию Минобороны России», «не москалей», а своих же сограждан – украинцев из других областей, чьи родственники лежат в могилах на Холме Славы.

– Чего приперлась, старая сука!? – орал львовский «нацик» пожилой женщине, которая прижимала к себе перепуганную маленькую внучку.

«Нацик», возможно, действительно не понимает, чего они все приперлись? Могилы сталинистов прихорашивать? «Геть! Тоталiтаризму – нi!»

Так что скажите спасибо, бабушка, что не убили.

Еще в начале 2000-х на Холме Славы во Львове можно было цветы положить к могилам героев. Теперь уже нет, прошла смена поколений «нациков». Подросли те, кто о Красной Армии слышал лишь гадости…

А позориться зачем?

Я регулярно (2-3 раза в год) до майдана-2014 ездил на малую родину к матери. И с каждым годом атмосфера там становилась все хуже. В последнее время возникло ощущение: еще немного, и не французы, а украинцы будут думать, что в России все алкаши, играют на балалайках, по улицам городов бродят дикие медведи, а «на вышке маячит одинокий чекист»… Так и случилось.

Это эффект глобальной деревни. Почти полвека все «село» наблюдает, как из одного из самых больших дворов ( вроде бы, с солидным семейством) поочередно и системно выскакивают на деревенскую площадь то «дочки», то «сыночки» и орут приблизительно такой текст:

– Ой, люди добрые! Спасите! Наш папка каждую пятницу бухает. Мамка с соседом трахается. Папка ее лупит. Крик и ор у нас в доме. Порядка нет…

И ждут реакции соседей, чтобы те осудили папку, например. Или деда, который в свое время отчекрыжил кусок огорода у соседа и надавал ему оплеух. Было это, правда, мол, давно. Но все равно. Соседи должны «дать правовую оценку» и всех в общем урезонить.

Что в деревне подумают? Идиоты! Ведь у каждого свой скелет в шкафу. У многих отцы бухают по субботам, дают пощечины женам, когда те гуляют, и подзатыльники детям за «двойки» в школе. А деды и прадеды многих почтенных семейств создавали усадьбы именно самозахватом соседних земель. Таков мир.

К примеру, в Испании был диктатор Франко. Его наемники из Марроко перерезали и изнасиловали пол-Испании. Но испанцы не бегают ежеминутно на европейскую площадь в течение полувека лет и не жалуются всему свету, какая у них жуткая судьба, и какая сволочь этот самый Франко.

Нет, только мы, россияне, своих лидеров государства оплевываем неустанно, десятилетиями, на глазах у мира, который нас ненавидит, потому что наши предки отхватили для нас, потомков, больше всего земли – главнейшей планетарно-деревенской ценности. Мы ведем себя как сельские придурки, позорящие из года в год родного отца или деда.
Ни стыда, ни греха

Когда В. Путин говорил о необходимости пропаганды положительного имиджа России, я начинал сомневаться: понимает ли он, о чем говорит? А главное – кому призыв адресован? Мне? Я и так стараюсь. Может, своим соратникам? Интересно, он слышал, как многие из них Сталина публично высмеивают?

Ох, заразительна хрущевская болезнь – ниспровергать державные авторитеты! С Хрущевым, конечно, ясно: он на сталинских обломках и сам хотел возвыситься. Но нынешним державным мужам это зачем? В наше время на критике Сталина (внутри страны, по крайней мере) очков не заработаешь…

Как сейчас вижу сцену награждения актера В. Зельдина. Ее транслировали все центровые телеканалы. Зельдину – 95 лет, и его пригласил к себе тогдашний президент страны Д. Медведев, чтоб вручить орден. Восторженный актер, хоть и пафосно, но искренне говорил, что лидеры страны должны ходить в театр, любить его так, как это делал в свое время Сталин, чье появление в театральной ложе считалось нормальным явлением…

«Вот и плохо, что он театр любил, – обрубил Зельдина Медведев, – если бы в театр меньше ходил, меньше проблем в стране было бы» (за точность текста не ручаюсь, но смысл такой). Зельдин офигел, у него челюсть отвисла и глаза застыли. Ну что тут скажешь? Разве что хочется напомнить: именно Сталин «сделал» театры в каждом областном и краевом центре, а заодно стационарные здания цирков. До него ни в России, ни в мире таких порядков не было. Цирки – в шапито, театры – преимущественно кочующие… Не задумывались?..

Да и вообще, Сталин сделал из дремучей разрушенной страны недосягаемо великую державу и вкупе с двумя другими лидерами установил правила жизни на планете. А его последователи единые правила социально-экономического устройства не смогли сохранить даже в скукожившейся России.

Но дело не только в личностях. Общий фон в стране такой, что никто ни стыда, ни греха не знает. Дошло до того, что на телеканале «Культура» я своими глазами смотрел программу «Власть факта» (ведущий С. Медведев), где три вооруженных очками солидных особы рассуждали о коррупции во времена Сталина. Честное слово, такой разговор я слышал! На полном серьезе рассуждали. Они что – нас, миллионы телезрителей, идиотами считают, в том числе тех, кто жил «при культе личности»?! Не удивлюсь, если в следующий раз они осудят Сталина за прослушку мобильных телефонов и цензуру в интернете.

Между тем, возвращаясь к международному имиджу России, наверняка удивлю имиджмейкеров сентенцией: Сталин – ключевая фигура имиджа нашей страны. При этом я не призываю петь ему осанну, как при жизни. Я призываю нашу интеллигенцию заткнуться, не исторгать из себя злобу и соблюдать приличия, принятые и в деревне, и в международных отношениях.
Здесь очень хорош пример обсуждения «культа личности» югославского лидера И. Тито. У того как раз случился какой– то юбилей, и режиссер Владимир Хотиненко на ТВ устроил ток-шоу по этому поводу. Сначала продемонстрировал неплохой документальный фильм о маршале Тито, а затем предложил гостям высказаться. А гости были в основном из бывшей Югославии: сербы, черногорцы, хорваты… Ну, и конечно, наша доблестная «художественная интеллигенция» – то ли критики, то ли историки (их было всего несколько человек).

Хотиненко сказал первую фразу, упомянув Тито как диктатора, и тут же нарвался на ответ «югославской» публики. Дескать, если бы в Хорватии вы произнесли нечто подобное, то получили бы в голову сразу, без разгону. Большая часть населения бывшей СФРЮ к Тито относится с симпатией, или с пониманием, или простили все обиды…

Собственно, и все. Разговор сдох, не родившись. Как можно обсуждать «тирана» с его соотечественниками, которые таковым его не считают? Или (что гораздо круче!) даже если и считают тираном, то считают неприличным обсуждать это в чужой стране с чужими людьми!

Зато тут же оживились наши «творческие ребята». Ох, и отвязались же они!.. Около часа полоскали помоями Сталина под удивленными взглядами сербов и хорватов. Хотя программа предполагала разговор о Тито и о Югославии! Хотиненко, получивший нокдаун на первых минутах ток– шоу, в расправе над Сталиным, да и вообще в разруливании темы, участия почти не принимал.

Очень характерное было теледейство, классическое для иллюстрации проблемы, о которой я говорю. Но если этот пример неубедителен, то в конце концов посмотрите на Китай! Там Мао такого натворил, что при энтузиазме российской либеральной интеллигенции на 100 лет разоблачений хватит. По сравнению с его репрессиями сталинские – проказы шаловливого котенка. Однако китайцы хранят «гордое терпение» и соблюдают «деревенские» приличия. В результате никто не лезет в их «семью», их уважают за то, что со своими проблемами справляются с достоинством, без кликушества. Кстати, и «нехороший, отживший свое» коммунизм не мешает им потихоньку становиться лидерами планеты (или нашей глобальной деревни).

Сергей Тютюнник, член Союзаписателей России

(Продолжение следует)

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей