В Новочеркасском театре драмы и комедии имени В.Ф.Комиссаржевской состоялся уникальный проект «Ожившая донская классика».
«Если жизнь пошла «в раскат» – так про свое житье-бытье говорит герой романа Георгия Шолохова-Синявского «Далекие огни».Этого автора и это произведение, вместе с повестью Ивана Василенко «Жизнь и приключения Заморыша», повестью Анатолия Калинина «Гремите, колокола!», сказками и рассказами Петра Лебеденко и Виталия Закруткина, сказкой Петрония Гая Аматуни «Требуется король» («Королевство восемью восемь»), выбрали пять драматургов, которые участвовали в уникальном проекте «Ожившая донская классика». Он состоялся в Новочеркасском театре драмы и комедии им. В.Ф.Комиссаржевской (Казачьего драматического театра) по инициативе его директора и художественного руководителя Романа Родницкого при поддержке Министерства культуры Ростовской области.
Драматурги Олеся Лихачева, Маргарита Кадацкая, Екатерина Тимофеева, Анна Сафронова, Дмитрий Тарасов (он же куратор проекта) побывали в тех местах нашей области, которые связаны с жизнью и творчеством донских писателей: в Таганроге, Старочеркасской, Танаисе, Раздорском районе, – и создали инсценировки их произведений. Итогом проекта стали эскизы спектаклей, решенные режиссерами Захаром Пантелеевым, Тимуром Галеевым, Алексеем Тишурой, Ильдаром Хуснуллиным, Эстер Митрофан и воплощенные на двух сценах театра всей его труппой.
Речь идет не только о возвращении писательских имен, некогда популярных, но в новейшую эпоху уступивших и читательскую, и зрительскую площадки тем, кто «классичнее». Конечно, молодые драматурги и режиссеры читают тексты 50-80-летней давности по-своему (к тому же о событиях начала прошлого века) и ключ к сценическому решению предлагают нетривиальный. И сам проект экспериментален по замыслу. Поэтому не стоит удивляться, что в структуру сказки Петра Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» встроены фрагменты рассказов Виталия Закруткина «Лик земли», «Слово о бессловесном», «Апрельским утром», «Сторона донская». Получилась романтическая история непростого сценического «замеса». Заканчивается она известной песней «Город золотой», ни к повествованию, ни к нашему краю отношения не имеющей. Поразившись такому финалу, все же задумаешься: ведь не о волшебном месте с диковинными зверями мечтает лирический герой песни, а о рае, который воцарился бы в человеческой душе. Не так ли и персонажи сценической истории, с их трепетным отношением ко всему живому, грезят о подобном рае?
Насколько возможно в формате эскиза, разворачивается судьба мальчишек на пороге взрослой жизни: Мити Мимоходенко (он же Заморыш) и Володи («Далекие огни»). Досталось им немилосердное время, а если один из них слышит: «Я из тех, что счастья ищут» – так где же путь к нему? Путь из сплошных колдобин зрители проходят вместе с ними.
Что же касается повести А.Калинина, то этого писателя «оживлять» не нужно: он в небытие не ушел, а присутствует и для читателей, и для зрителей нынешнего времени. Уже в этом столетии в репертуаре Ростовского музыкального театра стояла опера «Цыган» на музыку Леонида Клиничева, в театре драмы им. Максима Горького по сей день идет спектакль по этой повести. А эскиз по повести «Гремите, колокола!» от-мечен поиском между житейским и надмирным, поскольку способность создавать искусство, да и умение глубоко понимать его – это божественный дар.
Музыка уводит девочку от дома; дарование диктует ей, как поступить. На экране – издавна знакомые старшему поколению документальные кадры, поразившие мир: игра Вана Клайберна на конкурсе имени П.И. Чайковского. Музыка, которой невозможно противиться, и отец девочки тоже в конце концов понимает это.
История, имеющая автобиографические корни, звучит с особой драматичностью.
С некоторых пор эскизы спектаклей играются в театрах страны достаточно регулярно. Останутся ли авторы, которых вспомнили через несколько десятилетий, в своем времени или станут частью нашего века, решится тогда, когда любой из театров возьмется за доработку эскиза до уровня полноценного спектакля. Правда, всеобщего интереса у донских театров проект пока не вызвал – и напрасно. Мало пьес для подростковой аудитории, а пополнить их названиями, извлеченными сегодня из прежних времен, но нисколько не устаревших, было бы беспроигрышным шагом. Сказки Аматуни в этом ряду, можно без всякого риска гарантировать.
На основе инсценировки, которая уже сама обеспечивает стремительное, напряженное действие, по «Королевству восемью восемь» создана комедия-буфф с элементами площадного театра, клоунадой – увлекательное зрелище с лукавой насмешкой и нисколько не ускользающим смыслом, с оптимистичной верой в возможности человека отстоять добро.
Тут самое время сказать, что в проекте очевидно вырисовывается генеральная тема: как бы ни гнула судьба невзгодами: бедностью, болезнями, психологическими травмами – все равно человек многое может. Не великан, не герой, а обычный человек, даже совсем молодой, способен выстоять, сохранить достоинство, выбрать правильную сторону истории.
Нынешний проект – первая глава большого замысла, который вовсе не останавливается на нескольких именах. В библиотечном «рукаве» их десятки: прозаиков, поэтов, авторов волшебных сказок. И министерство культуры области готово поддержать следующие путешествия в донскую литературу.

Людмила Фрейдлин
Фото Екатерины Серебряковой








































