Всем, кто закончил школу, знакомо понятие «маленького человека». Оно родилось в начале XIX века и впервые произнесено Белинским. А известное выражение «все мы вышли из гоголевской «Шинели» приписывается одними исследователями – Достоевскому, другими – французскому критику Вогюэ (впрочем, он применил это понятие именно к произведениям русской литературы).

Кого мы находим сегодня, особенно в телесериалах? Олигархов, крутых бизнесменов, ментов и бандитов. Как будто другого населения у нас в стране нет.
Новое пространство для себя (и для зрителей, конечно) открыл ростовский частный театр «Человек в кубе», проведя фестиваль читок «Сокровища донских степей» (такие фестивали в стране проводятся). В афише его – как раз судьбы людей, не особо выделяющихся среди сограждан. Обычных, как мы с вами, но нельзя назвать их «маленькими». Свою единственную жизнь они стараются прожить достойно, порой забавными и смешными кажутся их попытки найти свое место под немилосердным солнцем, но кто же их осудит?
Фестиваль, на проведение которого театр выиграл грант президентского фонда культурных инициатив, в свою афишу включил произведения Чехова, Шолохова, Шолохова-Синявского, а также ныне живущих драматургов – здесь живущих, в Ростове! То есть и гении, известные всему миру, и молодые литераторы – все они наши земляки. Им посвящен фестиваль.
Катерина Рындина и Наталья Аскарова срежиссировали девять читок, и это не было только чтение с листами текстов в руках. Мы видели и решение пьес, и игру актеров – нечто вроде эскизов, к которым зрители уже привыкли. Спектакли в них, можно сказать, намечаются и производят вполне ясное впечатление.
Чеховский «Вишневый сад» представлен как драма людей, которые застряли во вчерашнем дне, и это подчеркнуто финалом: Раневская, Гаев, их родня и соседи срывают голые ветки сада и бросают их на землю. Не Лопахин отнял у них имение (отнял будущее!), а сами они проиграли свою жизнь.
По известному киносценарию Виктора Мережко «Одинокая женщина желает познакомиться» актеры представили историю женщины, которая экстравагантным (для своего времени) образом пытается найти «вторую половину». В финале все персонажи развешивают такие объявления: не может человек жить в одиночестве, ищет родную душу.
Такой встречи жаждут и солдат Андрей Соколов, и мальчишка – беспризорник. Оба потеряли родных за годы войны. Шолоховская «Судьба человека» читается под песни, которые должны утишить боль потерь, которые зовут к отчему дому, где жизнь восстановится.
Автор романов, повестей, сборников рассказов Георгий Шолохов-Синявской, оказывается, написал и пьесу «Честное имя», но тогдашняя страшилка писателей Главрепертком наложил на нее запрет, поскольку героиня пьесы в дни оккупации Ростова влюбилась в немца, чья образованность и пиетет к русскому искусству очаровали ее. Горькое прозрение девушки не дает ей покоя, и прощения в душе нет.
Еще одним сюрпризом фестиваля стало то обстоятельство, что актер Виктор Ященко, много лет прослуживший в Ростовском тюзе (теперь Молодежный театр), тоже автор пьесы «Светынька». Это пронзительная история девочки, которой досталось время раздоров, неспокойное и непонятное. И хотя судьба дважды уберегла ее от смерти, жизнь потеряла смысл.
Возможно, пока не всемирно популярны имена Светланы Ломакиной и Лизы Лосевой, но это высокого достоинства литература. Ее особый стиль свидетельствует о таланте авторов. Рассказы из цикла «Собака мордой вниз» С.Ломакиной и «Чемоданчик Егора Лисицы» Лизы Лосевой знакомят с людьми, которые надеются на жизненный выигрыш и настойчиво ищут его след, потому что всем без исключения: и купающимся в роскоши, и живущим скромно – хочется счастья.
А у Егора Лисицы есть реальный прототип – Александр Игнатьевич Шибков, создавший на юге России крупнейшую криминалистическую лабораторию больше века назад, во времена послевоенной разрухи, голода и бандитского разгула. То есть перед нами возникает Ростов не такого уж далекого времени.
Ростовские реалии есть и в пьесе Сергея Медведева «Парикмахерша»: улица Красных Зорь, парикмахерская «Весна», а главное – знакомый типаж героини Ирины, поверившей в придуманную историю о тюремном сидельце, с которым в скором времени ждет ее райская жизнь.
Спектакли по этой пьесе шли на многих сценах, и не только российских, но в ростовских театрах не игралась, и читка ее была зрителям внове.
Пьесы Александра Рыбина тоже имеют сценическую историю, и нынешняя – «Чудеса, да и только» (как потерпело фиаско сватовство старика к молоденькой девушке) – пришлась по душе зрителям бесшабашным водевильным куражом, неунывающим духом и верой в торжество справедливости.
Фестиваль не ограничился читками. Он включал и лекции о творчестве Чехова и Мережко, и мастер-классы, и встречи со зрителями С.Медведева, А.Рыбина, С.Ломакиной и Л.Лосевой после читки их произведений. А на встречу после «Честного имени» и «Светыньки» пришли внучка Г.Шолохова-Синявского Татьяна, дети В.Ященко Григорий и Ксения, а также артисты, которые выходили на сцену вместе с Виктором. Это были беседы особой трогательности.
Выиграв грант, театр имел возможность занимать в читках не только своих актеров Наталью Аскарову, Анну Кривонос, Юлию Кидалову, Нину Буцаленко, Валерию Копелянскую… Были приглашены актеры других ростовских театров: Артур Войцеховский, Илья Болдырев, Гиоргий Низиньковский, Евгений и Елена Климановы, Арина Диденко, Андрей Уколов, Никита Петров, Анатолий Запорожцев, Сергей Голотвин… Начало фестивальной жизни в пространстве «Человека в кубе» положено.
Фото из архива театра