«Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать»

«Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать»

Премьера нынешнего сезона в Ростовском частном театре «Человек в кубе» – спектакль «Юля, Зина, Вера Лопухова и Марфа из Ростова»

«Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать» Да что там «вспоминать» – их забыть невозможно! Прежде всего, тем, кто хлебнул лихолетья 40-х годов; тем, кто помнит вернувшихся и не вернувшихся с фронта. А что значит для сегодняшних детей Великая Отечественная, довольно далеко ушедшая от них в глубь времен?

Сочиняя спектакль, режиссер Катерина Рындина пользовалась весьма скромными средствами: песенные и стихотворные истории в основном были о людях не на переднем крае, но понятно было, что войной охвачена вся страна. Оккупация, лишения, страх, голод – это тоже ее приметы.

Особый эмоциональный градус сценическому рассказу (длиной всего с один час) придает то обстоятельство, что многие его события происходят в нашем родном городе. Указательный знак с его именем да две веревки, как две дороги, с которых не свернуть, – вот и все оформление спектакля. Скудное, как сама жизнь под немцами. В литературную основу премьерной работы вошли фрагменты пьесы Сергея Медведева «Письма о любви». Это его семейная история: письма бабушки Марфы мужу на фронт из осажденного Ростова. Без сомнения, и того, кто воюет, и того, кто ждет, мощно поддерживает Любовь. Удивительным образом подверстывается под эту тему сюжет вроде бы совсем «из другой оперы» – из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Загадочная девушка, исцеляющая больных, из первого сна Веры Павловны Лопуховой просит называть себя Любовью к людям. Да и все песни военных лет в исполнении Ильи Болдырева и оркестра (клавишные, аккордеон, домра, ударные): «Землянка», «Рио-Рита», «Ночь коротка», «Давай закурим», «Утомленное солнце», «В городском саду играет духовой оркестр» в аранжировке Натальи Воробьевой – о спасительной силе любви и тоске о ней.

Мы видим трех девчонок (Анна Кривонос, Арина Диденко, Валерия Копелянская), которые не успели наиграться в классики, расчерченные на асфальте, а пришлось взрослеть в кругу совсем других забот. Кому бы в голову пришло, что натаскать стульев в дом нужно не для того, чтобы сидеть на них, а как дрова на растопку.

Наш земляк Михаил Танич в стихотворении «Бомбежка» вспоминал себя «неполных семнадцати годков», как при налете юнкерсов «выбежал в переполох». А еще один ростовчанин по рождению Петр Вегин описал свои переживания еще в более раннем возрасте:

Стоял я, семилетний, среди рынка —
Средь фокусников, знахарей, жулья.
Ещё мне соль солёной не казалась,
Ещё со мною скрипка не терзалась,
Креста не нес, цыганка не старалась,
И женский плач касался не меня…
(Стихотворение «В сорок шестом»)

Все эти истории о том, что война преступно отрицает саму Жизнь, которая каждому человеку дается всего один раз. И невозможно смириться с гибелью «светлокосого солдата» (стихотворение Юлии Друниной «Зинка»). Ведь

Мы не ждали посмертной славы. –
Мы хотели со славой жить.

К финалу на стулья выставляют фотографии фронтовиков, и актеры садятся рядом с ними, объединяя эту линию живых.

«Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать»

Фото из архива театра

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей