Считаю «Ростсельмаш» своим родным клубом

Считаю «Ростсельмаш» своим родным клубом

Главы из книги Александра Митропольского «Негаснущие звезды донского футбола»

Считаю «Ростсельмаш» своим родным клубомСергей Иванович Иванов родился 22 марта 1964 года в Воркуте. В начале семидесятых годов семья переехала в Ростовскую область. Футболом начал заниматься в Азове. В двенадцать лет поступил в ростовскую школу-интернат спортивного профиля № 10.

Центральный защитник. В составе сборной РСФСР стал победителем спартакиады школьников СССР.

Профессиональную карьеру начал в 1982 году в СКА (Ростов-на-Дону), где провёл и сезон 1983 года.

С 1984 по 1990 год защищал цвета «Ростсельмаша», за который сыграл 207 матчей, забил 6 голов. В 1985 году в составе клуба завоевал путёвку в первую лигу.
В сезонах 1990-91 годов играл в команде АПК (Азов), стал обладателем Кубка РСФСР. В 1992 году в составе команды «Новбахор» (Наманган) выиграл Кубок Узбекистана.
В 1993 году с тольяттинской «Ладой» стал победителем турнира первого дивизиона и завоевал путёвку в высшую лигу. В марте 1994 года дебютировал в высшей лиге чемпионата России, где сыграл восемь матчей.

В том же году перешёл в «Торпедо» (Таганрог). Следующий сезон провёл в ростовском СКА, а в 1996 году завершил карьеру в клубе «Источник» (Ростов-на-Дону).
Потом тренировал детей, занимался судейством матчей в низших дивизионах, молодёжном первенстве страны и Кубке России.

С учетом бесшабашности

– Когда мне было двенадцать лет, умер отец, мама осталась одна с тремя детьми, попробуй их прокорми, – рассказывает Сергей Иванович. – В тот момент я уже тренировался в Азове, футбол мне очень нравился, но ни о каком профессиональном пути в нём, если честно, я тогда даже не мечтал. Тренер Борис Яковлевич Грамота принял в моей судьбе самое деятельное участие, предложил поехать на просмотр в интернат, маме объяснил, что там обеспечивают учёбу, проживание, питание, систематические тренировки. Меня убедил в том, что такую попытку надо сделать. Пройдешь – хорошо, нет – ну что делать, тогда будем искать какие-то другие варианты, продолжим тренироваться в Азове. Словом, повёз он меня в Ростов на просмотр. Тогда уже была набрана команда ребят 1963 года рождения, в неё входили Виталий Пападопуло, другие ребята, с ними и проходил смотрины. Вроде как подошёл, зачислили в интернат, с двенадцати лет для меня начался новый и очень важный этап не только пути в большой футбол, но и всей жизни.

– Футбольная специализация определилась сразу – центральный защитник?

– Наверное, да. Александр Сергеевич Тумасян, как мне кажется, в подростковом возрасте что-то разглядел во мне. Возможно, некую бесшабашность, я мог тогда и в подкат головой вперёд лететь. Так что тренер определил на позицию центрального защитника, в этом амплуа я и играл практически всю свою карьеру в большом футболе.

Интернат очень много дал в плане подготовки не только к большому футболу, но и в целом к жизни. Очень благодарен Владимиру Назаровичу Гаврилову, заслуженному тренеру СССР, он был старшим тренером отделения футбола. Случился в моей жизни в интернате сложный эпизод. В футболе такое, увы, происходит: какую-то игру проиграли, на эмоциях решили, что в этом моя вина, кто-то же должен быть крайним. Решили отчислить. Но я об этом узнал позже, когда начал играть в большой футбол, Владимир Назарович Гаврилов занял тогда твёрдую позицию: да, проиграли, это плохо, но, даже если парень и ошибся, отчислять за это никак нельзя. Он за меня тогда заступился: «Кого угодно, только не Иванова». Я ему очень благодарен. Если бы не он, вообще неизвестно, довелось ли бы мне играть в команде мастеров или нет. Гаврилов сохранил меня в интернате, это сыграло ключевую роль: впоследствии попал в СКА, а потом в «Ростсельмаш».

Нас сразу четверых взяли в дубль СКА: Ерёменко, Стёпушкина, Воробьёва-защитника, он приехал в интернат с Урала, в дальнейшем играл в Таганроге, и меня. Шёл 1981 год. Тренером дублирующего состава был Пётр Шубин. Готовил нас очень прилично, в молодые годы, можно сказать, уже тренировал по-взрослому. А когда ввели новое правило, чтобы во второй лиге играли два молодых, к нам на базу СКА приехал Валерий Николаевич Синау и договорился, чтобы мне и Стёпушкину разрешили играть в домашних матчах за «Ростсельмаш», параллельно со службой в армии. СКА в 1981-и выиграл Кубок СССР – и вылетел в первую лигу. Там я уже немножко поучаствовал и в играх за основной состав. А когда СКА вернулся в высшую лигу, я уже был в «Ростсельмаше».

Играли «за папу»

– С 1984 года по 1990-й – серьёзный период в «Ростсельмаше»: двести семь игр, шесть голов, для центрального защитника неплохо.

– Голы всегда хочется забивать, очень приятно, когда помогаешь команде не только тем, что хорошо обороняешься, но и подключаешься к атакам. Но главная задача, естественно, эффективно обороняться, хотя тренеры всегда подчёркивали, что важно умение дать качественный первый пас при переходе из обороны в атаку. Всего шесть голов забил. Но тогда другая система была: стали стеной, лишь бы не пропустить. И не ходи никуда, без тебя там разберутся, – говорил Синау. Он был тогда начальником команды, а старшим тренером – Полосин. Жёсткий наставник. Что интересно, ему уже было тогда под пятьдесят лет, но всегда бежал впереди, а нам-то по семнадцать, тянемся за ним, как бы не отстать. Своим примером он очень стимулировал нас.

Но в том сезоне не получилось выйти в первую лигу, снова остались вторыми в зональном турнире, произошла смена тренера.

Старшим тренером стал Валерий Николаевич Синау, он умел наладить контакт с каждым игроком и командой в целом, мог и по душам поговорить, и наказать, если заслужил, и приласкать. Благодаря человеческим качествам вокруг него всегда собирались, сплачивались. Играли, можно сказать, за папу, как все его называли. Это о многом говорит.
Задача решена

– Вы молодые, рядом опытные игроки, как вы себя в той обстановке ощущали? «Ростсельмаш» стал родным клубом?

– Безусловно, его я и считаю своим родным клубом. Он мне, как и всем, много чего дал, не только в чисто футбольном плане, но и в жизни в целом. Провёл серьёзный отрезок карьеры в замечательной атмосфере дружного коллектива. Валерий Николаевич Синау умел его сплотить, создать замечательный микроклимат в команде. Очень жалко, что такие люди уходят из жизни.

Сезон 1985 года в истории «Ростсельмаша» и всего ростовского футбола стал очень важной вехой. В зональном турнире мы просто смели всех соперников, как катком проехались. С солидным отрывом заняли первое место. А потом и переходный турнир провели, как говорится, на одном дыхании. У нас спада не было. Валерий Николаевич всех объединил. А фундамент физической и функциональной подготовки сезоном ранее заложил именно Полосин. На этом фундаменте, да ещё и с Синау, создавшим замечательную атмосферу, нацелившим на максимум, мы сыграли здорово и решили задачу, которую клуб не мог решить длительное время.

В зональном турнире второй лиги сезона 1985 года участвовали шестнадцать команд. Одним из главных фаворитов считался «Сокол» из Саратова, но ростовчане выдали рекордную серию без поражений, одержали двадцать побед, девять игр завершили вничью и потерпели лишь одно поражение. Забили шестьдесят один гол, пропустили двадцать шесть. На пять очков опередили «Спартак» из Нальчика, а занявший третье место «Сокол» – на семь. Сергей Иванов провёл двадцать семь игр, забил два гола. В Ростове победили «Дружбу» из Майкопа – 3:2. Голы на счету Гицелова, Сергея Иванова и Пападопуло. А победу над «Машуком» в Пятигорске – 2:1 принесли голы Сергея Иванова и Пападопуло. Пять матчей сыграл Сергей Иванов в финальной пульке. Итог – пять побед, одно поражение,четырнадцать голов забито и четыре пропущено, набраны десять очков. Второе место заняла «Таврия» (Симферополь) – семь очков.

К дебюту в первой лиге состав укрепился. Хорошая команда была, весёлая, задорная, атакующая, – вспоминает Сергей Иванович, – Дебют получился успешным – мы заняли седьмое место в сложном и интересном турнире с участием двадцати четырёх команд. Забили восемьдесят шесть мячей, это был лучший результат в лиге. Линия атаки представляла собой очень грозную силу. Сергей Андреев, Александр Гицелов и Сергей Окунев играли ярко, нестандартно, разнообразно. Окунев стал лучшим бомбардиром команды, забив двадцать один гол, большую часть которых – головой. На счету Гицелова было девятнадцать мячей. Андреев влился в команду в конце первого круга, но успел записать на свой счёт семнадцать голов. Высокий атакующий потенциал определялся не только мастерством форвардов, но и умелыми действиями в обороне, активностью в средней линии, где тон задавали Селин, Стёпушкин, Балахнин. В воротах уверенно играли Станислав Руденко и Александр Балахнин.

Сергей Иванов сыграл в том сезоне сорок две игры, на его счету два гола. В матче с «Ротором» в Волгограде, где хозяева выиграли – 2:1. И в поединке на своем поле со столичным «Локомотивом», который ростовчане выиграли – 3:2. В 1987 году «Ростсельмаш» занял в первой лиге десятое место. Сергей Иванов сыграл тридцать матчей. В третьем туре его гол принёс нашим землякам ничью 1:1 в Ставрополе. Десятыми ростовчане финишировали и в следующем сезоне. На счету Иванова тридцать четыре игры. В следующем сезоне команда финишировала на четырнадцатом месте. Иванов сыграл сорок матчей. В сезоне 1990 года команду возглавил заслуженный тренер РСФСР Энвер Умярович Юлгушов. «Ростсельмаш» финишировал на пятнадцатом месте. Сергей Иванов сыграл пятнадцать матчей. Этот сезон оказался для него последним в «Ростсельмаше».

Решение принято

– Если честно, жалею, что тогда ушёл из клуба. Девяностый год, времена тяжёлые. Ещё смело мог бы поиграть сезона три-четыре и закончить свою профессиональную карьеру в «Ростсельмаше». Думаю, что был бы полезен коллективу, как и в предыдущие сезоны, но тогда решение принял другое. Оно определялось прежде всего личностью Валерия Николаевича Синау. Он стал главным тренером команды АПК (Азов). Коллектив подобрался хороший, все ребята играющие. Мы даже Кубок РСФСР выиграли. А потом команда закрылась. Пришлось искать варианты продолжения карьеры. В Азове был тренер Пётр Котельников, он порекомендовал меня родному брату, который был начальником команды «Новбахор» в узбекском городе Намангане. Поехал, отыграл один сезон, выиграли Кубок республики. Но как же там было жарко, играть очень тяжело. Приехал в межсезонье домой и решил: больше туда не поеду.

Потом попал в «Ладу» (Тольятти), можно сказать, тоже случайно. По учёбе в ростовском спортивном интернате знал администратора клуба. Встретились с ним в Ростове. Президентом клуба был Гармашов, мы играли друг против друга, он одобрил контракт. И в первый год мы сразу вышли в высшую лигу. А на второй пошла чехарда, перестали деньги платить, в том же сезоне вылетели. Из ростовчан там играли Середа, Посылаев и я, все ушли. Поехал в «Торпедо» (Таганрог), потому что пообещали после окончания сезона отправить в Израиль. Но потом в клубе обстоятельства сложились так, что это обещание выполнено не было.

– Как у вас обстояло дело с травмами?

– Тьфу-тьфу, бог миловал, серьёзных не было. Ещё когда после интерната взяли в дубль СКА, на тренировке на базе замахнулся, чтобы сделать передачу, а меня аппендицит схватил. Доктор сразу в машину – и в госпиталь. За всю мою футбольную карьеру это была единственная серьёзная операция.

– Случалось забивать в свои ворота?

– Никто из игроков от такого не застрахован, а центральный защитник тем более. Любой рикошет или срезка могут завершиться таким конфузом. Вероятность всегда существует. Помню стартовый матч в Краснодаре, уже в первой лиге. Там как раз в свои ворота и забил. «Кубань» выиграла – 1:0. Мы ответный гол забили, но судья не засчитал, решил, что было вне игры. Конечно, я был расстроен, но все ребята поддерживали, команда у нас тогда была очень дружная, как говорится, один за всех и все за одного.

– Слышал, что вы продолжаете выходить на поле в составе команды ветеранов донского футбола.

– Интересный турнир всероссийского уровня традиционно проводится в Анапе, для возрастной группы шестьдесят плюс. Команду собирает Иван Васильевич Лях, он меня и позвал. Приходится держать себя в форме. Да и эмоции участие в таких соревнованиях даёт очень яркие. Так что, даст бог, поиграем. Два раза в неделю собираемся в зале. Через игру набираем необходимый тонус. Правда, не с теми, с кем играл раньше, другие люди приходят. Желающих очень много, но мы-то ставим задачу создать боеспособную, играющую команду, что в этом возрасте очень сложно.

Судейская династия

– Какой из клубов, которые были в вашей футбольной карьере. вспоминается с особыми чувствами?

– Безусловно, «Ростсельмаш», в котором провёл лучший отрезок карьеры. Команд у меня было достаточно, есть с чем сравнить. Кроме «Ростсельмаша» ещё СКА (Ростов), АПК (Азов), «Новбахор» (Наманган), «Лада» (Тольятти), «Торпедо» (Таганрог), «Источник» (Ростов). Каждая команда – это часть моей футбольной жизни, оставившая в памяти и сердце свой след. Закончил профессиональную карьеру в «Источнике». Иван Васильевич Лях был тренером. Клуб закрыли. И мой путь в профессиональном футболе завершился.

– Как возник вариант с освоением премудростей судейства?

– Для игрока это одна из реальных возможностей продолжения жизни в футболе, которому отдано столько лет. Мой товарищ Виктор Михайлович Кулешов, мы жили по соседству, тогда был футбольным арбитром, и предложил попробовать себя на судейской стезе. Тогда игрок из команд мастеров без всякого конкурса проходил, его сразу назначали во вторую лигу. Семинары прошёл, правила подучил, экзамены сдал – и вперёд. Начал судить в низших лигах, молодёжное первенство, Кубок России. А потом и сын выбрал этот путь.

– Династии футболистов бывают нередко, а вот чтобы сын судил, да ещё и на на таком высоком уровне – это явление редкое. Как всё сложилось?

– Я работал детским тренером в ДЮСШ № 8, её филиал базировался на стадионе «Авангард», которого, увы, уже нет на карте города. Начальником на том сооружении был известный в стране арбитр Иван Иванович Тимошенко. Я тренировал и судил параллельно. На «Авангарде» у меня была команда 1984 года рождения. Сын в ней тренировался. Когда подошло время выпуска из школы, поинтересовался его планами на жизнь. Он ответил. что хочет быть футболистом. Мы размышляли, обсуждали варианты. Возникла идея попробовать совершенствоваться в непростом деле футбольного арбитража. А дальше, как говорится, время покажет, если серьёзно трудиться, возможно, появится шанс попасть в премьер-лигу. Сергей начал глубоко изучать правила, судить в городе, постепенно и последовательно прошёл все этапы до премьер-лиги. Это, конечно, один из пиков. А высшая точка, я думаю, финал чемпионата мира.

– Переживаете за него?

– Конечно, а как же. Всегда звоню, общаемся, немножко успокаиваю, чтобы не волновался, хотя с нынешним опытом, наверное, особо уже и не волнуется. Но я от всей души всегда желаю ему удачи. Не знаю, может быть, он в этом и не нуждается, но я всё равно его напутствую, надеюсь, что эта поддержка важна для него. Сын и его супруга подарили мне внука и внучку. Илье одиннадцать лет, он тренируется в филиале СДЮСШОР № 8 в Суворовском, в детской команде «Рекорд». Тоже играет на позиции защитника. Часто приезжает ко мне, отвожу его на тренировки. Полине девять лет, она занимается гимнастикой. Надеюсь, что увлечение спортом будет для них очень полезным в плане укрепления здоровья.

– Были ли у вас кумиры в спорте?

– Да, Франц Беккенбауэр, феноменальный центральный защитник, который не только блестяще решал главные задачи, но и ассистировал партнёрам, регулярно забивал сам. Я им просто любовался, старался копировать и очень хотел быть на него похожим.

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей