Главы из книги Александра Митропольского «Негаснущие звезды донского футбола»

В «Ростсельмаше» дебютировал в 1981 году. За два сезона провёл 37 игр, забил два гола. В составе этого клуба выступал также в сезонах 1985-87 годов (99 игр, 13 голов), 1990-93 годов (70 игр, 6 голов), 1999-2000 годов (20 игр).
В ростовском СКА играл в 1983-84 и 1988-89 годах.
В 1994-м играл в Израиле, в команде «Маккаби» (Явне). Часть сезона 1995 года провёл в Германии, в клубе «Арминия» (Билефельд). В 1995-1996 годах выступал в Южной Корее за клуб «Чхонан Ильва Чунма», в составе которого стал чемпионом страны, победителем Лиги чемпионов Азии и был признан лучшим защитником турнира.
В сезонах 1997-98 годов защищал цвета «Черноморца» из Новороссийска. Карьеру игрока завершил в «Ростсельмаше» в 2000 году.
С 2001 года трудится на тренерских и административных должностях: в «Ростсельмаше» («Ростове»), был главным тренером ростовского СКА и липецкого «Металлурга», спортивным директором академии футбола имени Виктора Понедельника.
Три важных момента
То, что родным клубом Стёпушкина стал именно «Ростсельмаш», похоже, было предначертано судьбой.– Мне было четырнадцать лет, когда мы сыграли товарищеский матч с командой «Спартак» (Орёл). Эту игру смотрел главный (тогда их звали старшими) тренер этой команды – Валерий Николаевич Синау. Шёл 1979 год, он обратил на меня внимание, пригласил тренироваться с командой мастеров. Для подростка это было что-то невероятное. В составе было немало ростовских футболистов, которых тренер хорошо знал и пригласил в Орёл. Болельщики любили «Спартак», мне, конечно, было очень приятно тренироваться с мастерами.
Затем случились крупные всероссийские соревнования, мы попали на игру против команды ростовской школы-интерната спортивного профиля № 10, тренером которой был Александр Сергеевич Тумасян. Он обратил на меня внимание и пригласил в интернат. Как-то совпали три очень важных момента – в сборную республики включили, в ростовский интернат пригласили и с командой мастеров тренировался. Словом, путь в большой футбол наметился серьёзный. И произошло это во многом благодаря Валерию Николаевичу Синау, а затем Александру Сергеевичу Тумасяну, под руководством которого я начал свой путь в школе-интернате спортивного профиля №10, поступил в девятый класс. Коллектив был очень хороший, сильная команда нашего возраста. Мама поначалу возражала, не отпускала в незнакомый большой город, папы уже не было. Но я сам проявил рвение, убедил маму, что ничего плохого со мной не случится, я сделаю всё, чтобы пройти путь к мечте о большом футболе. Так в итоге и произошло, обрёл в Ростове-на-Дону родной клуб и всю жизнь связал с этим замечательным городом.
– На всесоюзном уровне, на состязаниях среди футбольных школ, в том числе и ведущих клубов страны, вы тогда заявляли о себе во весь голос.
– На первенствах страны среди школ-интернатов мы, игроки 1964 года рождения, большой группой состязались с ребятами на год старше. Во Фрунзе стали победителями первенства СССР, там были «Динамо» (Киев), «Динамо» (Тбилиси) и другие известные футбольные школы. Мы становились победителями первенств РСФСР. Выиграли спартакиаду школьников СССР в Каунасе, в составе сборной республики. ростовский интернат представляли Сергей Иванов, Алексей Ерёменко, Александр Жидков, Гоча Гогричиани, Гия Шония, мне тоже посчастливилось быть в составе.
Мы были первым выпуском Тумасяна в интернате, молодой тренер, преданный футболу, амбициозный, двухразовые занятия, с утра до вечера он был с нами. Как старший товарищ, как отец. Много общался с каждым из нас индивидуально. Над техникой очень серьёзно работали, что впоследствии, конечно же, пригодилось. Мы и самостоятельно очень много занимались. Можно сказать, жили футболом. Это большая заслуга тренера.
Из «Ростсельмаша» в СКА

В следующем сезоне «Ростсельмаш» вновь финишировал вторым, пропустив вперёд «Спартак» из Орджоникидзе. Геннадий Стёпушкин сыграл уже двадцать четыре матча. Его привлекали в юношескую сборную страны. Словом, переход из юношеского во взрослый футбол, который по определению не бывает простым и лёгким, шёл планомерно.
– В первые два сезона в «Ростсельмаше» вы провели тридцать семь игр и забили два мяча.
– И оба в матче «Ростсельмаш» – «Торпедо» (Таганрог), который закончился нашей победой – 6:1. Эабивать всегда приятно, тем более молодому игроку, я бы покривил душой, если бы сказал, что это не приносило большой радости. Но не меньше радости было и когда удавалось отдавать передачи партнёрам, если у них была выгодная позиция. Было приятно: в таком юном возрасте забиваю за команду мастеров, способствую её победам.
В юношеской сборной СССР нам сказали, что мы не должны играть в клубах низших лиг, если хотим развиваться и быть в сборной, надо играть в клубе элитного дивизиона. И до этого меня настойчиво приглашали несколько клубов. «Металлист» (Харьков) проявлял заинтересованность. Но старшие ребята посоветовали обратить внимание на приглашение из СКА – и переезжать никуда не надо. Начал играть в СКА – и на первенстве Вооружённых сил в Москве получил тяжёлую травму голеностопа. Врачи сказали, что вообще будет счастье, если смогу просто ходить и не хромать. В том же году я потерял маму. Оказался в очень непростой жизненной ситуации.
И снова – «Ростсельмаш»
В этот момент поддержал Александр Сергеевич Тумасян. С божьей помощью, народными методами, нашли одну бабушку, она и помогла мне. Это было похоже на чудо.В составе СКА в 1983 году сыграл, по-моему, пять матчей, и мы вышли в высшую лигу. В 1984 году в СКА играл не так много, больше в дубле. Но за мной следили многие команды: «Днепр», «Ротор», «Металлист», «Металлург» (Запорожье). Принял приглашение «Днепра», клуб – призёр чемпионата СССР. Был там с начала 1985 года. Немаловажную роль в моём выборе сыграло то, что в сборной мы играли с Литовченко и Протасовым. Но по определённым причинам вскоре решил: ухожу из команды. У многих это вызвало, мягко говоря, удивление. Так обычно никто не поступал. Но меня позвали в «Ростсельмаш», который боролся за выход в первую лигу. За полгода соскучился по Ростову. Потянуло домой. Собрался и уехал. Валерий Николаевич Синау был главным тренером, я чувствовал в себе силы и уверенность, что смогу помочь команде.
1985 год стал важнейшей вехой в истории ростовского футбола – «Ростсельмаш» наконец решил задачу выхода в первую лигу. Ростовчане на четыре очка опередили серебряного призёра – «Спартак» (Нальчик). Бронзовые медали завоевал «Сокол» из Саратова. Геннадий Стёпушкин сыграл двадцать один матч и забил семь голов. А лучшим бомбардиром команды стал Виталий Пападопуло, на счету которого было двадцать два мяча. Александр Гицелов забил одиннадцать. Яркую победу ростовчане одержали в Грозном, обыграв хозяев – 5:0, три гола на счету Гицелова, по одному забили Пападопуло и Стёпушкин. В домашних матчах со «Стрелой» из Воронежа и «Салютом» из Белгорода были победы со счётом 3:1 и 4:2. В обоих Стёпушкин забивал по голу. Отличился он и в выездном поединке с «Торпедо» (Таганрог) – 4:1. А во втором круге в игре в Ростове с «Соколом» из Саратова Геннадий отличился дважды, матч завершился со счётом 3:3.
В финальной пульке «Ростсельмаш» начал с домашней победы над «Звездой» из Джизака – 5:0, голы забили Гицелов – три, Стёпушкин и Александр Иванов. Затем дома обыграли «Сохибкор» (Халкабад) – 2:0, забивали Стёпушкин и Гицелов. Первый круг завершили поражением от «Таврии» в Симферополе – 1:2. У ростовчан забил Александр Шикунов.
Во втором круге последовали три победы. На выезде над «Сохибкором» – 2:1 (Сергей Балахнин и Александр Гицелов). В решающем поединке на своём поле против «Таврии» все решил гол, забитый Александром Ивановым – 1:0. Голы Балахнина, Гицелова и Стёпушкина принесли победу в Джизаке – 3:1. Набрав десять очков, «Ростсельмаш» уверенно вышел в первую лигу.
– Считаю, что помог коллективу достичь этого успеха. Команда была настолько сплочённая, напоминала точно выверенный механизм, хорошо отлаженную машину. В ней был сплав опыта и молодости. Амбициозная молодёжь, заряженная на борьбу, с большим потенциалом. Опытные Александр Иванов, Сергей Селин, Сергей Балахнин рядом – прекрасный пример верности клубу и предельной самоотдачи. В атаке грозную силу представляли Александр Гицелов и Виталий Пападопуло. Конечно, было очень приятно играть в такой команде.
Помню матч в Грозном против «Терека». Когда мы выходили на поле, с трибун летело всё, что было под руками у болельщиков. Эмоциональное давление огромное, обстановка крайне напряжённая. Но мы выиграли со счётом 5:0, и публика провожала «Ростсельмаш» аплодисментами. У того коллектива был несгибаемый характер.
Друзья-соперники
В тот же год СКА вылетел в первую лигу, и судьба свела в ней обе ростовские команды. С этого момента начался ещё более острый этап противостояния, что, как показало развитие событий, привело к рождению нового символа и лидера ростовского футбола.
– Вам довелось поиграть в обоих коллективах. Насколько понимаю, между игроками особой конфронтации никогда не было.
– Вообще не было. Наоборот, семьями дружили. Большая группа игроков в восьмидесятых годах переходила из СКА в «Ростсельмаш»: Бердыев, Селин, Балахнин, много ребят. Болельщики со стажем знают. Это было нормально. В 1988-89 годах была ротация, когда «Ростсельмаш» начал обновляться. Стали приглашать игроков из других клубов. Нас с Виталием Пападопуло пригласили в СКА, это было нормально, потому что видели, что надо что-то менять в своей жизни. Так мы стали с ростсельмашевцами, с которыми вместе выступали, друзьями-соперниками. Никакого антагонизма, антипатии между игроками совершенно не было. Болельщики – иное дело. Но мне как-то посчастливилось – стал своим у яростных болельщиков обоих клубов. Считаю, что футболиста оценивают по работе, по игре. Болельщика не обманешь. Если что-то не получается, но человек пашет, старается принести пользу, к нему соответственно и относятся. Я всегда старался максимально трудиться в обоих клубах, поэтому и болельщики меня всегда поддерживали. А потом и тренером был в обоих клубах, такое редко кому выпадает. И сейчас работаю в ФК «Ростов», болельщики, в том числе и армейские, пишут, созваниваемся и с болельщиками «Ростсельмаша».
Этот клуб считаю для себя родным, в нём начинал, клуб много для меня сделал. Я очень ценю то, что сейчас работаю в ФК «Ростов». Спасибо руководителям клуба за приглашение. Последние четыре года я был спортивным директором академии имени Понедельника. Поступило предложение из «Ростова», стараюсь все свои знания, силы, опыт отдавать на благо родного клуба. Я сейчас селекционер академии и специалист по работе с ветеранами ФК «Ростов». Стараемся, чтобы ветераны ощущали поддержку и внимание. Надо, чтобы молодёжь знала об их спортивном пути, достижениях, вкладе в развитие ростовского и донского футбола.
– Важный этап в истории клуба – старт в российском чемпионате в 1992 году.
– Сложный переход на высший российский уровень, но команда выглядела достойно. Многие ребята тогда ушли, шло становление нового коллектива. При Синау выходили в первую лигу, при Юлгушове – в высшую российскую. Тоже замечательный специалист, прекрасный человек, которому я благодарен за школу не только футбола, но и жизни, за учёбу и поддержку, за то, что давал мне возможность выходить на поле. В том числе поддержал стремление поиграть за рубежом.
Футбол за рубежами
В 1992 году у меня был готов контракт в Австрии, но за несколько дней до вылета в Вену, сломала руку жена, которая была на восьмом месяце беременности. Задержался. Начали чемпионат. Стали отъезжать: Сергей Балахнин – в Финляндию, я уехал в Израиль. Начался этап выступлений в зарубежном футболе…Год прожил в Израиле. После года выступлений в Израиле пригласили в Германию. Ехал конкретно к тренеру, под серьёзные задачи, собрали большую группу профессиональных игроков. Но период моего пребывания там оказался недолгим. Руководство решило поменять тренерский штаб. Новый главный тренер сказал, что не видит меня в стартовом составе. Вернулся в Ростов. Потренировался дома, в декабре уехал на сбор с ЦСКА, через месяц подписал контракт. Но затем поступило предложение поехать на просмотр в Южную Корею. Попросил тренера дать шанс попробовать. Он не возражал, сказал: если что-то не сложится – ждём.
После новогодних праздников подписал контракт – и вскоре уже играл в Лиге чемпионов Азии. В тот же год мы стали чемпионами Кореи, выиграли Лигу чемпионов Азии, я был признан лучшим защитником. Два года я играл за клуб «Чхонан Ильва Чунма». Мы ещё раз выиграли Суперкубок Азии, в финале у японцев. И Афро-азиатский кубок – у команды из ЮАР, которую тренировал Виктор Иванович Бондаренко. Сыграли 0:0 в Йоханнесбурге и выиграли 5:0 в Сеуле. Завоевать столь серьёзные трофеи – это дорогого стоит. Но после 1996 года в команду пришёл новый тренер. Ставку сделали на бразильцев. Полгода ещё отыграл за другую команду. Получил неприятную травму. И летом уже собрался закончить с футболом.
Но поступило неожиданное предложение от «Черноморца» (Новороссийск). Поехал осмотреться – и задержался там на полтора года. Великолепный период. Но затем начались финансовые проблемы, сказали, что команду надо омолаживать.
У меня закончился контракт.
Круг замкнулся
И тут поступило предложение из «Ростсельмаша», что было очень приятно. И я хотел играть в команде, и главный тренер Сергей Васильевич Андреев, начальник команды Василий Иванович Мазнев проявили заинтересованность. Ещё два года посчастливилось поиграть в родном клубе. Но получил тяжёлую травму – и пришлось закончить с футболом. К сожалению, за карьеру их было много, что, конечно, не прошло бесследно. В борьбу я всегда шёл бескомпромиссно: и другие страдали, и сам страдал. Никогда не убирал ноги, не отворачивался от мяча, стараюсь, чтобы молодые ребята этому тоже учились. Всегда работал над функциональной и атлетической подготовкой, стремился совершенствовать технику, быть быстрым, крепким, в меру жёстким. Но до тридцати шести лет доиграл. В 2000-м закончил, поступил в высшую школу тренеров. Был помощником Сергея Николаевича Балахнина в родном клубе.– Помню, в составе «Черноморца» играли против него.
– Это было в 1997 году, кстати, тогда мы первый раз в истории новороссийского клуба обыграли московский «Спартак». С ростовчанами дома сыграли вничью – 0:0, в Ростове «Ростсельмаш» выиграл – 3:2. Игра была очень яркая, запоминающаяся. Мы потом шутили: битва титанов. Да, матч был хороший.
– Каковы ощущения, когда выходишь против родной команды?
– Ох, очень непростые, можно сказать, двоякие. Когда выходишь на поле родного стадиона играть против родного клуба, состояние, мягко говоря, нестандартное. Хотелось и как-то себя показать, меня и пригласили потом, после «Черноморца» и матча на родном стадионе. Было много единоборств, особенно с моим другом Юрием Матвеевым. Ему в игре досталось, хотя после матча нас жёны ждали, был семейный ужин. Но на поле сражались бескомпромиссно. Мы семьями дружим и по сей день. И в Корее пересекались, Юра играл за команду «Самсунг». На футбольном поле сначала встречались как соперники, затем играли в одной команде. Против «Ювентуса» в том числе. Нам посчастливилось бывать как по разные, так и по одну сторону баррикад. Очень хороший нападающий, порядочный человек, думаю, он тоже оставил в ростовском футболе яркий след.
Судьба распорядилась так, что круг моей профессиональной карьеры стартовал и замкнулся именно в «Ростсельмаше», где начинал совсем молодым и заканчивал в тридцать шесть. Это, конечно, очень памятные и важные в моей жизни вехи. Футбол мне очень многое дал, в том числе и в создании семьи, рождении сыновей Дмитрия и Антона, внуков, мы все стали ростовчанами благодаря тому, что здесь мне дали возможность играть, развиваться. Помогали все: тренеры, руководители, футболисты, друзья, которые всегда были рядом. С удовольствием вспоминаю каждый момент. Все периоды были важные, интересные, разные по насыщенности, по играм. Но ни о чём не жалею. Немногим дано несколько раз возвращаться в родную команду, начать в ней и закончить, вопреки всем поворотам судьбы. Но мы ведь судьбе и сами всегда стремились помогать.