Судьба по имени «Ростсельмаш»

Судьба по имени «Ростсельмаш»

Главы из книги Александра Митропольского «Негаснущие звезды донского футбола». Первое, за что особенно ценят Сергея Балахнина ростовские болельщики – это преданность клубу, городу, футбольным традициям Дона. Он из когорты тех игроков, которые оставили очень большой след в истории донского футбола

Судьба по имени «Ростсельмаш»Сергей Николаевич Балахнин родился 26 ноября 1959 года в Белой Калитве. Там же начал играть в футбол. Выступал за команды СКА (Ростов), «Ростсельмаш», «Хака» (Финляндия).
Победитель зонального и финального турниров за выход в первую лигу (1985). Вице-чемпион РСФСР (1985).
Второй призёр чемпионата России в первой лиге и обладатель путёвки в высшую лигу (1994).
В команде «Ростсельмаш» дебютировал 16 апреля 1979 года и выступал до 1995 года. Абсолютный рекордсмен клуба по количеству проведённых в его составе матчей (424 игры, 77 голов). Многолетний капитан команды.
С 1995 года – тренер «Ростсельмаша». С перерывами многократно возвращался к тренерской работе в родном клубе, в том числе и в его правопреемнике – «Ростове».

«Футбольный» город

– Мне очень повезло родиться именно в Белой Калитве, городе с ярко выраженным футбольным менталитетом, где всегда были сильные игроки, добивавшиеся успехов даже на всесоюзном уровне, – вспоминает Сергей Балахнин. – В футболе я с семи лет, пример отца и старшего брата был путеводной звездой. Александр уже тренировался, вот и я тянулся за ним.

Очень повезло и в том, что в годы моего приобщения к футболу рядом были наставники, которые вели меня к определённым профессиональным навыкам: первый тренер Джавадов, Карпенко, Андреев, Кращенко очень много сделали для моего становления как спортивного, футбольного человека. Многие из них были обладателями Кубка СССР среди команд производственных коллективов. Белая Калитва - единственный город на Дону, команда которого дважды завоёвывала этот престижный трофей.

Отъезд Сергея Балахнина из родного города был связан с призывом на срочную службу в ряды Вооружённых сил СССР. К тому моменту он уже попал в сборную команду Ростовской области, успешно проявлял себя в ней. Было огромное желание совершенствоваться дальше, набираться опыта серьёзных игр, добиваться побед.

– В этот момент мне тоже очень повезло, – говорит Сергей Балахнин. – В играх за сборную области меня заметил Анатолий Егорович Чертков, который работал тогда в спортивной роте. Легендарный игрок СКА, хороший тренер, да и вообще великолепный человек, он увидел меня на всероссийском турнире сборных и решил вопрос по моему призыву именно в спортивную роту. Мы поехали на первенство Вооружённых сил, после этих игр поговаривали даже об интересе ко мне со стороны ЦСКА. По возвращении с этого первенства в зале «Экспресс»у нас была игра с «Ростсельмашем», который в тот момент проходил этап серьёзного обновления. Главным тренером стал Владимир Григорьевич Новик, он собирал, по сути, новый коллектив.

Меня взяли на сборы, в спортивной роте пошли навстречу, и я начал играть за «Ростсельмаш», ещё будучи солдатом срочной службы. Футболисты были интересные, с ними я начинал познавать уже профессиональный футбол: Верескун, Бабаков, Локтионов, Шефетдинов, Пожогин, Захарин…

Сезон провёл хорошо, поехали на сборы, отработали. Старт нового сезона у меня получился хорошим: на первом же выезде забил три гола. И... получил предписание прибыть в расположение команды СКА. Так и вышло, что сезон 1980 года я провёл в высшей лиге. Команду возглавлял известный наставник Герман Семёнович Зонин.

Родной на всю жизнь

Первая игра, в которой меня выпустил Зонин, была на выезде с «Пахтакором». Вышел и сразу забил, дебют в высшей лиге получился ярким. Мы тогда выиграли – 2:0. После первого круга шли на третьем месте, сезон получился в целом памятный, хотя в концовке команда несколько сдала, на то были и объективные, и субъективные причины. Сейчас понимаю, что каждый сезон даёт что-то важное, надо только к этому правильно относиться: анализировать, идти дальше, продвигаться вперёд, не бояться сделать шаг назад. Этого понимания порой не хватает сейчас молодым игрокам. Впрочем, для них это естественно, хочется всего и сразу, но так в футболе не бывает.

Срочная служба закончилась. Ушёл Герман Семёнович Зонин, который меня, в принципе, и приглашал в СКА. Я вернулся в «Ростсельмаш», как говорится, раз и навсегда и был там долгие годы. Говорят, я рекордсмен по количеству сыгранных за команду матчей, но, честно, я сам никогда не считал. С 1979 года и до конца своей длительной карьеры игрока оставался верен этому клубу, закончил играть в тридцать шесть лет. А потом был ещё серьёзный период, когда работал с командой на различных тренерских должностях. Так что это родной клуб на всю жизнь.

На моём профессиональном пути игрока было много тренеров, и каждый оставлял свой след. Владимир Григорьевич Новик собрал команду и создал в ней атмосферу дружной семьи. Образованный, выдержанный, он же работал тренером за границей, очень начитанный, интеллигентный, интересный человек. Я вернулся в команду, которой он продолжал руководить. Памятны его установки.

Потом пришёл Анатолий Фёдорович Полосин, при котором мы не смогли шагнуть выше рангом, два раза второе место занимали, но он выводил каждого игрока на более высокий уровень. Тоже очень колоритная личность.

Самые тяжёлые тренировки в моей жизни были, как раз когда командой руководил Полосин. Очень грамотный специалист, в своё время успешно работал с командами Кишинёва и Симферополя. Примечательно, что нередко он выполнял упражнения вместе с нами. Бежал впереди всех, хотя ему в тот момент было уже под пятьдесят. Преодолевали серьёзную дистанцию, километров шестнадцать с короткими остановками у какой-нибудь горы. Но не для того, чтобы перевести дух и отдохнуть, а для того, чтобы ещё сделать рывки вверх. Как говорится, семь потов с каждого сходило.

– А что же Полосин?

– Вёл личным примером, с улыбочкой бежал впереди всех. И нам, конечно, ничего не оставалось, кроме как тянуться за ним. Хотя, что греха таить, многие игроки, мягко говоря, без энтузиазма встречают необходимость бегать кроссы, тем более такие длительные и сложные. Но, с другой стороны, все понимают, что без этого тоже нельзя, важно заложить надёжную базу физической и функциональной подготовки на сезон. «Терпите, ребята», – внушал нам Полосин, – потом сами же за это благодарить будете. И он, конечно, был прав.

Важные вехи развития донского футбола болельщики всегда помнят.

А то, как команда решила задачу повышения в классе и вышла в первую лигу, конечно, памятно и игрокам, и болельщикам. Потом был длительный этап в первой лиге, он оказался не очень ярким, тому были свои причины, хотя футболисты при определённых обстоятельствах были способны ещё тогда выйти в высшую лигу. Очень интересные были игроки, хорошего уровня, и местные, и приезжие.

И, конечно, важнейший этап наступил в девяностые годы. На мой взгляд, очень большую роль сыграл Василий Иванович Мазнев, который собрал команду – футболистов, тренерский состав, всех объединил. И мы увидели тот клуб, который принимал «Ювентус», в котором были яркие футболисты, такие как Лоськов, Герасименко, Матвеев, Пестряков, Прудиус, можно назвать ещё много имён игроков, которые оставили в душах болельщиков очень яркий и тёплый след. То десятилетие, когда клубом управлял Мазнев, оказалось очень памятным и важным…
Болельщикам со стажем, безусловно, памятен дубль Сергея Балахнина в ворота столичного «Спартака» в стартовом матче чемпионата страны 8 марта 1993-го. «Ростсельмаш» тогда на заснеженном поле одержал победу над одним из самых именитых и популярных клубов страны – 2:0.

– У меня видео этих голов есть в телефоне, оставил себе и внукам на память. Март, открытие сезона, в гостях «Спартак», мотивация у нашей команды запредельная. Выпал снег, его убирали вручную. Мы тогда жили как одна дружная семья, знали каждого рабочего, и они нас знали, делали всё возможное, чтобы подготовить поле к игре. Запомнилось, что ещё были претензии со стороны соперника: мол, мы были в шипах. Но ведь всех, как всегда, проверяли при выходе на поле. Если бы это было так, нас просто не пустили бы на поле, и всё. Но придумали такую байку, хотя все были в равных условиях.

Тот состав «Спартака», по моему мнению, был одним из сильнейших за всю историю, если не ошибаюсь, они дошли в том сезоне до четвертьфинала Лиги чемпионов. А эти басни про шипы... У «Спартака» почему-то нередко так: если проиграли, все вокруг виноваты, только не они сами. А для нас матчи со «Спартаком» всегда были особыми. И складывались они всегда интересно, болельщики со стажем могут вспомнить много занимательных сюжетов с обилием голов и страстей. Был матч десять лет спустя, в котором мы на последних секундах забили и выиграли – 3:2. Каньенда забил победный гол. Это был матч после проигрыша «Спартаку» в финале кубка, накал был запредельным, и наша команда сумела победить. Это было уже в моей тренерской карьере.

Код команды

– Дубли, хет-трики были для вас не таким частым явлением...

– Я никогда не был таким уж голеадором, десять голов за сезон, можно сказать, потолок, главные мои функции на поле были совсем другими. Но тем не менее свои голы всё-таки забивал. У нас всегда были хорошие нападающие, которые могли забивать и забивали куда больше, отлично выполняя свою работу: Сергей Андреев, Александр Гицелов. На высоком уровне играл Александр Тихонов, который забил первый гол чемпионатов России, мало было таких, кто способен так работать с мячом, очень техничный.

Иного плана форвард из другого поколения – Акула наш знаменитый, Окунев, который прекрасно играл головой и демонстрировал высокую результативность. А Виталий Пападопуло начинал как защитник, в этом амплуа приглашался в юношескую сборную страны, но потом стал нападающим, много забивал, но мог ещё больше, удар у него был сумасшедший, взрывные качества, чувство гола. Словом, на разных этапах в команде были очень разноплановые и яркие исполнители в атаке, которые успешно раскрывались в разных тактических вариантах.

С Александром Масловым мы ещё и поиграли вместе, потом я уже тренером стал, а он продолжал успешно играть, очень хороший футболист, прирождённый бомбардир. Причём не только головой здорово играл, это очень интересный, своеобразный нападающий, мог усилить любую команду. Поначалу ему пришлось терпеть, доказывать своё право на место в составе, а потом он стал лучшим бомбардиром чемпионата России. Пример для любого молодого игрока: что бывает, когда ты терпишь, не опускаешь руки, упорно идёшь к цели. Очень убедительный пример.

Маслов пришёл в команду при Энвере Умаровиче Юлгушове, это вообще история «Ростсельмаша», он играл в команде много лет, потом был помощником у Новика, Полосина, Синау, затем стал главным тренером. Прошёл все этапы, знал футбол изнутри, можно сказать, сросся с «Ростсельмашем». Это воплощение ментального кода клуба и команды. Я говорил про Мазнева, а Юлгушов как тренер собрал ребят, молодых и амбициозных: Юрия Ковтуна, Юрия Дядюка, многих других. Из опытных были Александр Шикунов, Юрий Ключников и я, остальные были все новые. В последний год советского чемпионата у нас не хватало денег, но мы шли в лидерах, заслуженно, за счёт своей игры. Команда играла в очень хороший футбол, коллектив был сплочённым, это заслуга Юлгушова и его тренерского штаба. Молодёжь очень хорошо проявляла себя. Мы заняли четвёртое место и в высшую лигу не вышли, но на следующий год была реформа, и мы попали в число команд элитного дивизиона.

Хотел бы вспомнить ещё одного очень хорошего футболиста, которого, увы, уже нет в живых, мы с ним вместе начинали в 1979 году – это Коля Романчук, он был чуть помладше, пришёл из школы-интерната № 10, универсальный, мог сыграть и на позиции крайнего защитника, и центрального, и в опорной зоне.

Очень хороший защитник Геннадий Паровин, играл долго, потом его в СКА забрали, опять вернулся, очень полезно для команды играл. Валера Лактионов очень интересный был полузащитник.

– Могли бы составить сборную всех времён?

– Я бы не рискнул, слишком уж много тех, кто достоин попадания в неё, вот и сейчас такой яркий калейдоскоп в памяти, он бесконечный, и о каждом можно писать отдельные и очень интересные главы. Это зависит от времени, от того, какой футбол в тот момент проповедовался. В один футбол играли с Новиком, в другой с Полосиным, совсем в другой с Синау, подход к игре определял и то, что нужны были соответствующие игроки. Кому-то нужен был созидатель, а кому-то боец, мобильный, с огромным объёмом работы. И каждый был хорош по-своему. Другое дело, что не всегда мы могли себя полностью реализовать командой. Хотя стремление быть настоящей семьёй всегда было свойственно «Ростсельмашу». Мы знали и ценили труд каждого, кто заботился о нас – тех, кто убирал на базе номера, кормил, возил: Коля с дядей Серёжей – наши знаменитые шофёры, их не забыть, наш сапожник Валера, легендарный Каспарович, директор стадиона. Столько рядом с нами было людей, которые вроде бы в тени, но всё делали для нас и создавали ту атмосферу, о которой мы говорим.

А заместитель директора завода «Ростсельмаш» Анатолий Иванович Митюхин, он столько сделал для этой команды, оставил огромный и очень добрый след в истории ростовского футбола. Во многом его заслуга, что клуб остался на плаву в сложные времена. Он искренне любил футбол и делал всё для его развития и процветания. У меня были приглашения от команд элитного дивизиона, и вот как-то решил откликнуться на одно из них, именно Митюхин убедил меня в том, что верность родному клубу – это самое важное, я это понимаю как большой плюс. Правильно сделал, что тогда прислушался к его доводам.

– В бытность игроком о тренерстве задумывались?

– Нет, начал только тогда, когда предложили поработать сначала селекционером, как обычно бывает. Этот этап прошёл довольно быстро. Потом стал помощником, начал вникать, читать, анализировать, как говорится, переваривать огромный пласт информации. У меня было огромное желание познать, вот это точно. Самообразованием занимался очень серьёзно.

Сергей Балахнин был одним из первых советских футболистов, проторивших дорогу за рубеж. Его контракт с финским клубом «Хака» был заключён ещё по линии «Совинтерспорта».

В 1994 году, в своём предпоследнем сезоне в большом футболе, Сергей Балахнин сыграл тридцать семь матчей, забил шесть голов и очень помог «Ростсельмашу» спустя сезон вернуться в высшую лигу. Уже во втором туре его точный удар принёс победу на своём поле над «Нефтехимиком» из Нижнекамска – 1:0. Открыл счёт Сергей и в матче «Ростсельмаш» – «Автодор» (Владикавказ), завершившемся победой – 4:2. Свой третий гол в первом круге он забил в Новороссийске, правда, в тот день ростовчане проиграли, пропустив от хозяев три мяча.

Открыл счёт в матче с «Нефтехимиком» Сергей Балахнин и во втором круге, ростовчане тогда победили – 2:1. Ещё два гола забил в концовке чемпионата: в Калининграде, где сыграли с «Балтикой» – 1:1, и в Ростове, где разгромили «Дружбу» из Майкопа – 6:2. Набрав шестьдесят два очка, имея двадцать семь побед при восьми ничьих и семи поражениях, «Ростсельмаш» пропустил вперёд лишь «Черноморец» из Новороссийска, имевший на три очка больше.

– Конечно, особо помнится мяч, забитый в ворота хозяев в Калининграде. Чтобы выйти в высшую лигу, мы должны были как минимум не проиграть. Но хозяева забили первыми, нам кровь из носа надо было отыгрываться. Приложили много усилий, имели хорошие моменты, но до поры мяч в ворота не шёл. В одном из эпизодов удалась отличная передача с фланга в район дальней штанги ворот соперника, а мне осталось лишь правильно подставить ногу. Но если серьёзно, конечно, потребовались своевременная реакция, решительность и точность, чтобы реализовать столь важный для команды момент. Я очень рад, что это удалось. Вышло так, что этот гол стал историческим. Не будь его, не исключено, что весь ход дальнейшей истории клуба, включая и нынешний «Ростов», сложился бы как-то иначе.

В завершающем сезоне своей впечатляющей карьеры игрока Сергей Балахнин провёл семнадцать матчей и забил два гола, оставшись в памяти ценителей футбола эталоном верности родному клубу, честного служения донскому футболу.

Источник: https://www.nvgazeta.ru/

Топ

Лента новостей