Сергей Андреев. Голеадор божьей милостью

Сергей Андреев. Голеадор божьей милостью

«Негаснущие звезды донского футбола» – так называется книга известного спортивного журналиста Александра Митропольского, который долгие годы был спортивным обозревателем нашей газеты.
Идею этой книги, повествующей о ветеранах донского футбола разных поколений, первый вице-президент Российского футбольного союза, олимпийский чемпион Никита Симонян назвал благородной и очень своевременной:
– Без прошлого нет настоящего, а тем более будущего. Крайне важно, чтобы историю знали и ценили. В этой книге представлены яркие мастера, верой и правдой служившие ростовскому футболу, переживавшие с ним победы и неудачи, проявлявшие волю, самоотверженность, преданность клубу и городу.
Мы предлагаем вам главы из книги с некоторыми сокращениями.
Книга выпущена при поддержке Ростовской региональной общественной организации «Федерация футбола».

Сергей Андреев. Голеадор божьей милостью Сергей Васильевич Андреев родился 16 мая 1956 года в Ворошиловграде Украинской ССР. Нападающий. Мастер спорта СССР международного класса. Профессиональную карьеру игрока начинал в «Заре» (Ворошиловград), цвета которой защищал с 1974 по 1977 год.В команде СКА (Ростов-на-Дону) дебютировал в 1978 году. Внёс очень весомый вклад в успех коллектива, который в том сезоне вернулся в высшую лигу, забил двадцать голов. В этой команде играл до 1985 года.

С 1986 по 1988 год – в составе «Ростсельмаша» В 1989-1990 годах играл за шведский клуб «Эстер», с 1991 года за «Мьэльбю».

Со второго круга сезона 1993 года – вновь в «Ростсельмаше». Карьеру игрока завершил в этом клубе в 1995 году. После девятого тура получил предложение возглавить команду в должности старшего тренера и очень убедительно проявил себя в этом сложном деле.

Бронзовый призёр Олимпийских игр в Москве (1980 год). Лучший бомбардир футбольного турнира в рамках Олимпиады-80.

Обладатель Кубка СССР 1981 года. Финалист розыгрыша Кубка страны 1974 года.

Лучший бомбардир чемпионатов СССР среди клубов высшей лиги 1980 и 1984 годов. Лучший бомбардир чемпионата страны среди клубов первой лиги 1978 года, серебряный призёр этих состязаний. Двукратный обладатель путёвок в высшую лигу – в 1978 и 1983 годах.

Единственный в СССР футболист, вошедший в два престижных символических клуба бомбардиров, забивших сто мячей – имени Григория Федотова и первой лиги.
Участник отборочных и финальных матчей чемпионата мира 1982 года. В составе национальной сборной СССР играл в отборочных матчах чемпионата Европы 1984 года.

Андреев – только с мячом

У Сергея Андреева первые яркие и стойкие впечатления от мяча остались ещё со времён детского садика.

«Воспитатель предложила новичкам кучу игрушек, – вспоминал Сергей Андреев при подготовке книги о его пути в большом футболе. – На выбор: куклы, медвежата, собачки... Все, естественно, бросились выбирать самое-самое. Через мгновение и я стоял, держа в руках самое желанное. По счастью, в этом ворохе игрушек оказался один-единственный мяч. Прижав его к груди, я, наверное, так светился счастьем, что воспитатель поняла всё. Так повторялось практически каждое утро: едва она вносила игрушки, я в мгновение ока оказывался у мяча. Скоро все привыкли: Андреев – только с мячом. Позже я уже мог не демонстрировать мгновенную реакцию. Товарищи по группе по-джентльменски уступали мне мяч. Тянул он меня к себе словно магнитом. Даже на тихий час уходил только с мячом. Не знаю, высказывали ли что воспитателю ревнители строгих канонов и распорядков, но засыпал я, только прижав мяч к щеке. И был вполне счастлив. Наверное, мне повезло, что все относились к моей причуде с пониманием. А для меня в детском саду без мяча, наверное, и жизни бы не было. Ни о каком футбольном будущем, понятно, никто не думал: ни воспитатели, ни родители, ни я сам до поры до времени. Но к порывам детской души они чутко прислушивались. Как важно взрослым понять, что сбитые в погоне за мячом коленки – это тоже поиск себя, тоже становление будущего мужчины».

Поколение Сергея Андреева оказалось едва ли не последним, вышедшим из дворового футбола. Оттуда его резкость, мгновенный взрыв, умение выскочить на простор, опередить соперника, пробить по мячу. Однажды, придя на тренировку по лёгкой атлетике, он попал на встречу футбольных команд двух школ. Игра была трудной, команда его школы никак не могла преодолеть оборону соперников. А тут ещё успешно игравший в атаке одноклассник получил травму, но, уходя с поля, сказал учителю физкультуры: «А вы Андреева поставьте, мы часто во дворе играем вместе, он забьёт». Как в воду глядел. Сергей вышел и забил решающий гол. Дома объявил родителям, что наконец нашёл свой вид спорта. Вот тут мама и взбунтовалась: ты что, без ног остаться хочешь?! Нет, уж лучше на лёгкую атлетику продолжай ходить. Кто знает, чем бы всё закончилось, если бы на помощь не подоспел отец. Он сам играл в футбол, волейбол, баскетбол, успешно выступал на состязаниях по лёгкой атлетике, гимнастике. И юный Сергей начал тренироваться и играть за команду ДЮСШ «Заря».
«Владимиру Ивановичу Коваленко, своему первому тренеру, буду благодарен всю жизнь. Прежде всего за то, что не стал подгонять меня под заранее выбранные схемы. Дал проявиться как игроку с собственным стилем, творческой индивидуальностью и прочтением игры. Его хватало на то, чтобы заниматься с детскими командами трёх возрастов. Он находил время, чтобы вникнуть в наши мальчишеские проблемы, знать, как успевает в школе каждый. Вести стратегическую подготовку во всех аспектах футбола, особенно в технике и тактике».
«Ты сможешь!»

Всё это оказалось крайне важным, когда Сергей начал выступать в ростовском СКА, где провёл восемь сезонов: шесть в высшей лиге и два в первой. О бомбардирском дебюте мы уже упоминали. Кстати, любопытное совпадение: в сезоне 1983 года на его счету также было двадцать голов. И оба раза команда возвращалась в лигу сильнейших. А выступая в элитном дивизионе, он многократно входил в число тридцати трёх лучших игроков страны, дважды становился лучшим бомбардиром чемпионатов СССР. Первый раз – в сезоне 1980 года, на его счёту снова было двадцать мячей. А второй – в 1984 году, забив в ворота соперников девятнадцать голов. В том же сезоне, забив с пенальти в ворота столичного «Торпедо», он оформил членство в престижном клубе имени Григория Федотова. Это отдельная и очень яркая страница его футбольной биографии – достижение рубежа в сто голов, что для форварда само по себе является своеобразным знаком качества. Но уникальность состояла в том, что спустя некоторое время Сергей Андреев достиг такого же рубежа ещё и в первой лиге, став единственным в стране, кому удалось столь знаковое и приятное совмещение.

«За три тура до окончания чемпионата страны от клуба имени Григория Федотова меня отделяли шесть мячей, – вспоминал Сергей Андреев. – Законодатель мод советской футбольной статистики Константин Сергеевич Есенин в еженедельнике «Футбол-Хоккей» отметил, что «хотя СКА и проиграл «Арарату», Андреев забил девяносто пятый гол». Девяносто шестой удалось забить в Тбилиси. Уходя после игры, сказал себе, что если в следующей игре в Алма-Ате забью ещё один, то обязательно буду в клубе имени Григория Федотова в этом году. Но не забил. О настроении, наверное, и говорить не стоит. Тут-то и прозвучало веское «сможешь» от товарищей по команде, но уже без вопросительной интонации, даже чуточку как приказ. А может быть, это я сам себя убедил тогда, что приказ, своеобразный психологический аутотренинг. Ответил ребятам: «Сделаю всё, что смогу», а сам подумал, что это будет ещё одно маленькое чудо, на которые так горазд футбол, если мне удастся в оставшихся трёх играх забить четыре мяча. Забив сотый гол в высшей лиге, сказал себе: «Ну вот, теперь и я – форвард».

Сергей Андреев. Голеадор божьей милостью

А потом прошли-пролетели четыре сезона, крайне сложных для меня. И... вот и не верь после этого в футбольные чудеса. Сезон 1988 года начал, имея на счету восемьдесят два мяча в первой лиге. А значит, для вступления в клуб лучших бомбардиров первой лиги мне надо было забить за сезон всё те же восемнадцать мячей. И вновь знакомое ощущение: одного-двух мячей не хватит. В предыдущем сезоне буквально замучили травмы. К тому же в интересах команды стал играть в несколько иной роли, отошёл в глубину поля и больше подыгрывал выдвинутым вперёд форвардам, нежели сам завершал комбинации. А восемнадцать мячей при той остроте соперничества, что была в первой лиге, далеко не шутка. Но в то же время подстёгивал азарт: почему бы не попытаться? До конца чемпионата оставалось восемь игр, а на моём счету было уже двенадцать голов. Цель становилась вполне реальной, тут уж настрой на её достижение и мастерство должны сыграть главную роль. И то, и другое вроде бы есть, но, как частенько бывает в жизни, чем ближе цель, тем более непредвиденные обстоятельства возникают на последнем этапе пути к ней. Девяносто седьмой и девяносто восьмой мячи забил в Тюмени. Правда, хозяева выиграли – 3:2, но уверенность в том, что цели достигну, крепла. Следующий матч мы играли в Перми с аутсайдером, «Звездой». Примерно минуте на тридцатой прорвался к воротам, позиция идеальная, но в последний момент защитники сносят меня столь жёстко, что подняться смог только минут через десять, после активнейшей помощи врача. Судья назначил пенальти, и Володя Щербак, который в тот момент исполнял эти удары, первым делом ко мне подбежал: «Может быть, сможешь пробить?» Куда там сможешь, если я не знаю, как подняться. Арбитр требует, чтобы поскорее бил. Он и забил. А после игры я ему в шутку говорю: «Ну смотри, если мне этого мяча в конце концов не хватит – загрызу». Он, конечно, шутку понял, но всё же, будто виноват в чём-то, отвечает: «Серёжа, я и так как только мог время тянул, всё надеялся, что поднимешься. Судье говорил, что у нас ты пенальти бьёшь». Он мне в ответ: «Всё понимаю, сам бы ради такого случая подождал, пока Андреев поднимется, он-то пенальти честно заработал, да нельзя, правила есть правила».

На своём поле в игре с «Кузбассом» забил девяносто девятый. В принципиальном поединке с армейцами столицы забить не удалось, хотя мы вырвали победу – 1:0 и не пустили тогда ЦСКА в высшую лигу. Огорчало только то, что в этом матче я получил серьёзную травму и следующую игру в Орджоникидзе вообще вынужден был пропустить. Последняя игра чемпионата предстояла на выезде, в Ставрополе с «Динамо». Честно сказал ребятам и тренерам, что смогу играть только на треть своих возможностей, но попросил поставить на игру. И меня поняли чисто по-человечески. Тем более что вопрос об отъезде за рубеж вроде бы решался. Выходило так, что это моя последняя возможность вой­ти в клуб бомбардиров первой лиги. Не скажу, что был в состоянии только пешком ходить, рывок-другой, как говорится, через не могу, сделать удавалось. Но боль становилась всё сильнее. В первом тайме мог дважды решить задачу. В первый раз – когда хозяева пытались искусственное положение вне игры сделать, из глубины поля вышел один на один с вратарём, но промазал. А во втором моменте пробил, мяч уже миновал голкипера, но остановился буквально на линии ворот – и вратарь успел в броске достать его. Наступал цейтнот. Всего тайм на решение задачи, а боль всё нарастает. Смогу ли вообще доиграть? Но всё решилось уже на сорок шестой минуте. Сергей Балахнин выручил. Вступил в борьбу за практически безнадёжный мяч, казалось, что ситуацией полностью владели два защитника и вратарь. Но Сергей решительно пошёл в борьбу – и его сбили. Пенальти. И всё в точности как четыре года назад, когда забивал свой сотый в высшей лиге. Когда забил, такая огромная радость нахлынула. Первым, понятно, Сергея Балахнина обнял. Потом все ребята бросились поздравлять. Вот так и стал я одним-­единственным на всю страну футболистом, который входит сразу в два клуба бомбардиров – высшей и первой лиг. Не скрою, мне это было очень приятно…»

Другой футбол

Его путь в большом футболе был насыщен памятными событиями, все испытания игрок проходил очень достойно, что ценят истинные поклонники футбола. Они помнят, что, несмотря на заманчивые предложения от других клубов, Андреев остался верен Ростову-на-Дону…

Была успешная карьера легионера в Швеции, возвращение в Ростов, завершение карьеры игрока в «Ростсельмаше» и стремительный переход в этом же клубе на тренерскую стезю, где он зарекомендовал себя как преданный делу, авторитетный специалист с собственным видением игры, твёрдо отстаивающий свои принципы, выведший команду и на международную арену.

Встретившись с Сергеем Васильевичем в наши дни, поинтересовался его отношением к новым веяниям в современном футболе.

– Вопрос достаточно сложный, – ответил он после некоторой паузы. – Совсем недавно с друзьями обсуждали это, и кто-то задал вопрос: когда больше бегали, труднее сегодня или в моё время? Честно ответил, что нельзя даже сравнивать. Это абсолютно разный футбол. В моё время игра в большинстве своём была персональной, не помню матча, в котором у меня не было бы персонального оппонента. На этом строилась тактика.

А сейчас практически нет зон, вот смотрели чемпионат Европы, минимум пять человек играют в линию, бежать некуда. Честно скажу: нынешний футбол мне абсолютно не интересен...

– В ваше время, когда персонально опекали, были свои сложности.

– Тогда, если ты переигрывал своего оппонента, шансы забить или отдать голевую передачу заметно возрастали. Сейчас действительно тяжелее: как отыскать пространство, если перекрыты все зоны? Открываешься, а тот, кто рядом, за тобой не идёт, спокойно передаёт своему партнёру. От того ушёл – кто-то всё равно накроет. А когда персонально опекали, первым делаешь движение – оппонент в любом случае чуть-чуть запаздывает. Если нападающий очень быстрый, его преимущество становится огромным. На метр-два оторвался – всё, опекун уже сзади. Если форвард техничный и вырвался на свободу, да ещё обладает хорошим ударом – это уже беда для соперника.

– Насколько всё зависит от футбольной моды?

– А никуда не денешься, играть длинными передачами, а у них пять человек стоят, если повели 1:0, то и шесть, плюс три в середине, один впереди, чтобы где-то зацепиться за мяч. Все зоны для атак перекрыты. При длинных передачах всё выигрывается или если вратарь выбивает мяч – это на девяносто пять процентов ведёт к потере. Нападающему сложнее мяч сохранить, чем защитнику выбить. Так что не могу сказать, что футбол со временем стал интереснее.

– А выходы из обороны короткими передачами от вратаря нередко приводят к привозам, ваше отношение к этому?

– И этот вопрос мне достаточно часто задают. Особенно несведущие болельщики, кому-то нравится, кому-то нет. На презентации книги о Понедельнике один любитель футбола поинтересовался моим мнением о работе Карпина. Ответил, что она мне нравится. Он, видимо, ждал совершенно другого, был явно разочарован. Сказал: а мне нет. Говорю: извините, у каждого есть право на своё мнение. Вы меня спросили, я ответил, могу аргументировать. У него молодёжь растёт. Он каждый год кого-то теряет, но и находит, тренирует, раскрывает способности молодых игроков. И команда всё время вверху. Он говорит: мне нравится, когда длинные передачи идут, отвечаю: знаете, в моё время не было столько статистики, чтобы считали и давали пищу для размышлений. А сегодня есть. При таких передачах вероятность потери мяча – девяносто пять процентов, а то и больше. Через пять секунд соперник уже будет атаковать.

А при коротком розыгрыше от ворот они выбираются из-под прессинга, кстати, делают это очень хорошо. Абсолютно лучшая команда по уходу от прессинга...

...У нас есть диванные специалисты, которые критикуют Карпина, Радимова, всех людей, которые ратуют за то, чтобы молодые таланты ехали за рубеж, если есть возможность. У нас не мирового класса футбол, не такого уровня, как в чемпионатах Англии, Италии, Германии, Испании... Там люди растут. Не могу что-то сказать о Захаряне, не видел его игр, не знаю, прибавил он или нет. Но есть прекрасный пример Миранчука, который заметно прибавил, полезно играл за «Аталанту», хотя игрового времени хотелось бы побольше. Или пример Головина. В Европе люди растут быстрее, это точно. А мы пока варимся в собственном соку. Кто-то говорит, что наш футбол стоит на месте, кто-то – что деградирует. Я на этот вопрос не то чтобы не могу ответить, просто стал намного меньше им увлекаться. Матчей группового турнира чемпионата мира смотрел один-два, внимательно начал смотреть только с четвертьфиналов. То же самое и с чемпионатом Европы. Только с одной восьмой начал смотреть. Честно скажу: постепенно становлюсь всё дальше и дальше от футбола. Карьера игрока, потом тренерская, в моей жизни футбола было очень много. Пора бы и отдохнуть уже...

Источник: https://www.nvgazeta.ru/

Топ

Лента новостей