Статус территории Ростовского ипподрома собираются оспорить в суде - DONTR.RU


Власти региона собираются оспорить в суде статус территории Ростовского ипподрома, который разрешает там вести жилую застройку. Об этом во время программы “Разговор напрямую” говорил губернатор. Сейчас этот объект закрыт, а новый собственник на этой неделе уже демонтировал несколько строений. На данный момент конники остаются на своем месте, а демонтаж удалось остановить. Есть ли шанс сохранить арену? Репортаж Ангелины Галич.
Скаковые лошади тренируются каждый день. И сегодня - тоже. Несмотря на то, что Ростовский ипподром закрыт. Собственник земли переименовал предприятие и сообщил конникам-арендаторам - договор сотрудничества истёк.
Не прошло и недели, как представители компании, владеющей ростовской ареной, появились на своей земле. В сопровождении двух экскаваторов. Шестнадцать летних денников разрушили до основания.
«А нам рассказывали - вы занимайтесь своими конями, мы вас трогать не будем… Мы приходим, а тут техника вовсю работает, порушили у нас всё», - говорит владелец спортивных лошадей Раиса Хижнякова.
«Обработку проводили неиспользуемых конюшен, увидели, что они представляют угрозу… Аварийные здания, есть подтверждения, что эти здания аварийные. Произвели демонтаж», - говорит представитель компании “Неометрия” Сергей Гутник.
«А вы строили это, чтобы вы приехали и ломали?? 120 лет этой территории! Будённый знаете, кто такой?», - возмущена владелец спортивных лошадей, тренер Виктория Уткина.
Будённый - маршал Советского Союза, под руководством которого вывели Будённовскую породу лошадей. Это кавалерийские скакуны, которые отличаются выносливостью и высокими спортивными качествами. Испытания проводили на Ростовском ипподроме, где даже сделали отдельный Буденновский двор. Часть которого и уничтожили экскаваторы.
«Здесь стояли лошади конного завода имени Будённого. Здесь будённовцы, там - лошади Первой конной армии, в той стороне - чистокровники», - говорит тренер, жокей Мурат Рахматуллин.
Ростовский ипподром открыли в 1902 году. Этот испытательный полигон племенных лошадей пережил много потрясений - и политику расказачивания, и упадок донского коннозаводства, но во второй половине 20 века наступил расцвет. Действовала конно-спортивная школа, скачки проводили каждые выходные.
Чтобы стало понятно, насколько успешным и значимым был ростовский ипподром, - сюда в лучшие годы привозили скаковых лошадей не только из разных российских регионов, но и других государств, а в год проводили более 1000 скачек. Сейчас большинство конюшен пусты, но это не значит, настаивают здесь, что ростовский ипподром нельзя возродить.
«Пепел у нас скакал в два, в три года, потом под Лялю Петушкову его забрали. Он стал многократным чемпионом мира и двукратным олимпийским чемпионом», - говорит бывший директор Ростовского ипподрома Валерий Пономарёв.
Валерий Михайлович работал, а после и руководил Ростовским ипподромом в восьмидесятые, девяностые и в начале двухтысячных. Говорит, что как только предприятие перешло в частные руки, начался его закат. В 2005-м государственную арену приватизировала компания “Юг Руси”. Сразу сделала территорию закрытой и сократила количество скачек.
«Знали, что ничего не будут делать, это все знали, что взяли из-за 26 га…Вот и сбылось несчастье», - говорит бывший директор Ростовского ипподрома Валерий Пономарёв.
Лакомый кусок земли - в самом центре донской столицы - продали в 2024- м. “Юг Руси” заключил выгодную сделку с компанией “Неометрия”. Это федеральный девелопер, занимающийся строительством жилых комплексов в Краснодаре, Сочи, Москве, Ростове-на-Дону. На официальном сайте - уже реализованные проекты в южной столице и пока ни слова об освоении земли под ипподромом. Между тем, в открытых источниках достаточно информации о том, что именно желает “Неометрия” здесь строить: многоэтажки.
Региональные власти стали вести переговоры. Вскоре в своём телеграмм-канале губернатор Дона написал: на арене должны разбить большой парк и возвести совсем немного высоток. Проект плотной застройки власти не пропустят.
«Я однозначно поддерживаю всех своих коллег, которые говорят о том, что здесь нельзя застраивать ни в коем случае! Это нельзя нарезать на мелкодворовые какие-то пространства с какими-то маленькими парковочками…Со всякими зелёными двориками… А это нужно сохранить! Сохранить именно пространство - среду большую», - говорит председатель Гильдии архитекторов г.Ростова-на-Дону Андрей Дойницын.
Градостроительная комиссия при правительстве области за месяц до закрытия полигона присвоила территории статус зоны исторической ценности. Как раз кстати пришлась и прокурорская проверка. Нашла нарушения в работе ответственного регионального комитета, который несколько лет назад не включил в перечень выявленных объектов культурного наследия ростовский ипподром.
«Это крайняя мера, к которой решили прибегнуть. Объявить эту территорию объектом культурного наследия. Это единственная возможность запретить здесь какое-либо строительство», - говорит руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.
«И поэтому они решили сделать нам здесь руины, а потом сказать - признавайте объектом культурного наследия, когда признавать уже будет нечего. Мы спать ляжем, а они через час приеду, и вместе с конями свалят меня и конюшни, скажут - аварийная, сама упала», - говорит владелец спортивных лошадей Раиса Хижнякова.
Через несколько часов после сноса денников региональные власти заявили о том, что все демонтажные работы на ростовском ипподроме приостановлены. С компанией-арендодателем вновь проведены переговоры и решено, что до 1 мая 2026 года конники смогут продолжать содержать лошадей в имеющихся конюшнях. Кроме того, во время прямой линии с губернатором Дона - по удачному совпадению она состоялась на следующий день после погрома - глава региона заявил, что есть намерение деприватизировать ипподром.
«Вносим изменения в план землепользования и застройки, которые просто не позволят создавать на этом месте жилые комплексы. Это земли рекреации, парков и так далее… Прокуратура совместно с нами проверяет законность сделки 2005 года по приватизации ипподрома», - говорит губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь.
Тогда земля вновь станет государственной, а жителям южной столицы предложат решить голосованием: быть новому парку или сохранить одну из старейших и крупнейших арен в России.
«Если жители проголосуют за парк и ипподрома там не будет, я прекрасно понимаю и нет других вариантов - мы должны построить ипподром, ипподром в Ростовской области должен быть! Мы находимся в контакте с конезаводчиками - те, которые квартируют на Ростовском ипподроме и не только - определяем альтернативный вариант, где он теоретически может быть», - говорит губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь.
Эту программу Ольга Ерохина не смогла посмотреть - как раз занималась на ипподроме. По двухтысячному кругу она вот уже полгода скачет к своей мечте.
«Я пришла сюда, чтобы научиться. Занимаюсь у тренера. Стараюсь прийти к своей мечте - стать жокеем и выступать на Ростовском ипподроме», - говорит Ольга Ерохина.
Шесть раз в неделю здесь тренируют 50, хотя Ростовский ипподром легко вмещает и 500 лошадей буденновской, донской, английской чистокровной и других пород. Каждое утро - проездка, днём - шаговка. Отдых - только в воскресенье. По работе скакуна судят о его перспективах.
Лучших после завершения успешной спортивной карьеры возвращают на завод - в нашем регионе их несколько - производить потомство. Чтобы выдающихся лошадей становилось больше. Потому испытательный полигон необходим для сохранения и развития скаковых пород. Жокей Кристина Сухорада верит: у этой истории обязательно будет счастливый финал.
«Как может Ростовская область остаться без ипподрома? Это же донской край! У меня нет комментариев, это просто невозможно», - говорит жокей, владелец спортивного скакуна Кристина Сухорада.
Потому продолжает тренировать своего Гармониста и готовит его к новому скаковому сезону.

Источник: ГТРК "Дон-ТР"

Топ

Лента новостей