Оператор БпЛА «Ростов»: «Я вижу, как помогает моя работа»

Дроны изменили современное поле боя. Об особенностях работы в зоне СВО рассказывает командир отделения операторов ФПВ-дронов 68-го разведывательного батальона 20-й гвардейской мотострелковой дивизии «Южной» группировки войск с позывным «Ростов». За свою доблестную службу он награждён медалью «За отвагу».

Оператор БпЛА «Ростов»: «Я вижу, как помогает моя работа»

С холодной головой

Сегодня области применения БпЛА самые разнообразные: от разведки и патрулирования местности до выполнения точечных операций по поражению противника или сопровождения штурмовых подразделений во время работы. Применяют дроны настолько часто, что каждый солдат, будь то новобранец или опытный военнослужащий, знает, насколько опасны «механические птички» и как с ними бороться.

– Как оператор ФПВ-дронов я отвечаю за уничтожение живой силы, военной техники и укреплений противника. Во время работы стараюсь убрать эмоции, и чтобы действовать на холодную голову, без лишних мыслей. Ещё очень важно, как человек справляется со страхом. Со временем многие учатся спокойнее реагировать, но в первый раз, когда слышишь прилёты, или детектор показывает, что противник совсем рядом, это сложно спокойно воспринимать. И тут очень помогают более опытные товарищи. Они не только себя держат в руках, но и могут контролировать остальных. Важно научиться правильно оценивать ситуацию и принимать спокойные решения, уметь взять в руки себя и привести к этому же состоянию свой коллектив.

Путь к дронам

Сам «Ростов» из семьи военнослужащего, а потому он ещё с раннего детства знал, что рано или поздно попадёт в армию.

– Когда началась спецоперация, я принял решение подписать контракт. Конечно, понимал, что иду не на прогулку и что будет непросто. Но, поразмыслив, я понял, что здесь буду намного полезнее, чем на «гражданке». Забрал документы из колледжа, и в военкомате города Шахты меня сначала отправили пройти службу по призыву.

Через десять дней службы по призыву ему исполнилось 19 лет.

– Потом подписал контракт, и меня поставили на должность разведчика-связиста. Недели через две к нам в подразделе-ние приехал командир взвода БпЛА лейтенант «Сава». Он предложил мне стать оператором. Я очень заинтересовался, и на следующий день уже убыл на позицию обучаться азам профессии. «Сава» объяснил, рассказал, показал, как нужно работать. Благодаря его помощи я очень быстро приспособился. Потом – первая задача.

– Вижу, как по дороге рядом с окопной линией идёт штурмовая группа противника. В один момент они спрятались в окопе. Сложно сказать, случайно ли это получилось или сказалась подготовка на полигоне, но я отработал сбросом прямо в окоп. Потом полетели досматривать – двоих сразу положил, одного ранил, а оставшаяся группа отступила. Так довольно результативно прошёл мой первый вылет...

Первое ранение и первая награда

Один раз, когда «Ростов» с товарищами сопровождали штурмовую группу недалеко от Курахово, их засёк противник.

– Нас обнаружила вражеская «птичка» и атаковала, сбросив гранаты ВОГ. Троих ранило. Меня посекло осколками по правой стороне, но ничего особо серьёзного. За пару недель я восстановился, и потом меня отправили учиться работать на ФПВ.

Так «Ростов» ещё глубже погрузился в изучение БпЛА.

– На ФПВишках у меня появилась большая мобильность. К тому же мы в основном уничтожаем точечные цели, и здесь я сам чувствую, как сильно помогает моя работа. Ведь если мы сожгли танк, значит, он не смог доехать до точки и навредить нашим товарищам. Техника не смогла довезти боекомплект, и у противника закончились патроны. И уничтоженная «Баба-яга» – это тоже ещё один спасённый солдат, а, может, и несколько.

Операторы БпЛА сталкиваются и с воздушным противником. Это так называемые «небесные бои».
– В основном это бывает, когда операторы ночью наблюдают за действиями врага. В это время в небе появляются массивные гексокоптеры ВСУ, такие как «Баба-яга» или «вампиры». Зачастую они тащат тяжёлые гранаты, но из-за своей массивности они довольно громкие и относительно медленные, а потому мы на ФПВ можем их поймать и уничтожить.

– Один раз, когда я работал на Кураховском направлении, произошёл непростой случай. Мы перехватили рацию противника и услышали, как они передают координаты именно нашего блиндажа, а в ответ – «готовимся нанести авиаудар». Мы срочно стали менять дислокацию и укрываться в другом блиндаже…
Однако нашей работе это не помешало, и за месяц мы уничтожили порядка шестидесяти антенн БпЛА, а каждая антенна – это как минимум один не долетевший до цели дрон противника.

– На Кураховском направлении выкатывался вражеский Leopard и стрелял по нашим укреплениям. Ночью мне удалось поймать его. Ударил один дрон – едет, второй – едет. Третьим дроном я догнал, попал в двигатель и остановил его. Вот после этого я получил медаль «За отвагу».

Пополнение

Одно из наиболее важных занятий «Ростова» – подготовка новобранцев.

– Очень много толковых парней сейчас в нашем под-разделении. Я лично обучал то-варищей с позывными «Сид», «Гуф», «Каша». У них всё очень хорошо получается, и могу сказать, что мы уже давно работаем на одном уровне. В нашей профессии главное, чтобы было желание работать. Если есть желание, у тебя всё всегда получится. Очень радует, когда обучаешь человека и чувствуешь, что он уже сам задачи выполняет.

Планы на будущее

Вот уже почти два года «Ростов» работает оператором, из них год – на ФПВ. Его командир «Сава» со временем ушёл на повышение. Так и получилось, что теперь уже «Ростов» стал самым опытным оператором во взводе.

На данный момент взвод БпЛА вместе с «Ростовом» выполняет задачи по изоляции районов, в которых сидит противник.

– При помощи дронов уничтожаем их технику, средства связи (антенны и ретрансляторы), блиндажи. Однако бывают и цели побольше. Один раз, когда мотострелковый полк освобождал населённый пункт, по нашим штурмовикам периодически наносил удары танк. Дроном мы его уничтожили, а штурмовики захватили в плен их механика-водителя: тот выдал, где находится стоянка техники... Запустили наблюдательный дрон, и в ходе разведки на указанных координатах нашли скопление машин.
В тот день за три-четыре часа
мы уничтожили шесть танков
одним расчётом!

«Ростов» рассказывает, что за год работы оператором ФПВ он уничтожил порядка 10 артиллерийских орудий, 40 ББМ, 150 антенн, около 18 танков, 400 единиц легковой техники и множество блиндажей, которые сосчитать довольно сложно, так как в среднем в день уничтожалось до 10 штук.

В будущем «Ростов» планирует работать в этой же сфере.

– Сейчас БпЛА активно развиваются. Каждый день дроны летают всё дальше, у них всё больше частот и противостоять им всё сложнее. Поэтому я хочу продолжать углубляться в эту сферу. Тем более что для такой специальности особенно важен личный опыт работы и знания, проверенные временем. Закончу колледж, а затем стану уже офицером.

Филипп Харченко

Фото автора

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей