Чем прославился на донской земле Николай Гастелло? - DONTR.RU


Телерадиокомпания Дон-ТР завершает специальный проект, в год 80-летия Победы рассказывающий о героях Великой Отечественной войны. В том числе и о тех, в честь которых названы улицы донской столицы. Наша последняя история - о «том самом» подвиге Гастелло. Это словосочетание стало крылатым, а подробности свершенного вдохновляли идущих в бой. Об авторе первого в истории лютых сороковых “огненного тарана” - Евгений Данильчук:
Тихая улочка в Западном жилом массиве донской столицы названа в честь человека, совершившего один из самых громких подвигов за всю историю Великой Отечественной войны. Имя Николая Гастелло увековечено в десятках городов. И Ростов по праву гордится тем, что причастен к биографии легендарного летчика. Об этом напрямую сообщает памятный знак, установленный на фасаде дома по адресу улица Таганрогская 133/2.
Как гласит мемориальная доска, Николай Гастелло жил здесь с 1934 по 1939 год. В это время он служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, базировавшейся в Ростове-на-Дону на расположенном неподалеку военном аэродроме. Вероятнее всего, это был самый счастливый период в его жизни. Молодой, но уже опытный летчик, успешная военная карьера, занятие любимым делом, почетная служба. Все тяготы, выпавшие на долю этого человека, тогда были еще впереди. Халхин-Гол, советско-финская война и, конечно, Великая Отечественная. На которой Николай Гастелло успел провоевать всего четыре дня.
26 июня 1941-го года для нанесения удара по немецкой танковой колонне в небо поднимаются два бомбардировщика. За штурвалом одного из них капитан Маслов, другого - капитан Гастелло.
«Встретил плотнейший зенитный огонь… И попадает в бензобак. Самолет вспыхивает, он отдает команду экипажу - покинуть самолет. И взрыв», - рассказал военный историк, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН Владимир Афанасенко.
Это был первый в истории войны так называемый “огненный таран” - подбитый самолет врезается во вражескую технику. В этот же день летчик был представлен к званию Герой Советского Союза посмертно. Много позже, уже в наши дни будет много споров. Якобы, тот таран совершил не Гастелло, а Маслов - пилот второго бомбардировщика. Будут говорить, что дом на Таганрогской в Ростове послевоенной постройки, и летчик не мог там жить. Но это, скорее, из разряда манипуляций историческими фактами. Главный из которых неопровержим - ставшее нарицательным имя Гастелло, его подвиг в годы войны был повторен более тысячи раз, достойно для вечного сохранения в памяти потомков.

Источник: ГТРК "Дон-ТР"

Топ

Лента новостей