Ростовская область, 7 октября 2025, DON24.RU. В двух шагах от шумного Ростовского Центрального рынка, за стенами Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, находится крупнейшая в митрополии просфорня. Здесь ежедневно выпекают тысячи просфор и хлебов для Литии, а физический труд неотделим от духовного. Осваивают это ремесло самые разные люди – от технолога с маслозавода до четырнадцатилетней школьницы.
История этой просфорни началась в 2011 году, с прибытием на донскую землю митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.
«Встал вопрос о том, чтобы организовать просфорню на территории Кафедрального собора, – рассказывает председатель Приходского совета кафедрального Собора протоиерей Александр Брянцев. – Она должна была выполнять функцию не только снабжения просфорами богослужений в соборе, но и обеспечивать остальные приходы митрополии».
Сегодня просфорня обслуживает свыше 30 донских храмов. В ней трудятся четыре постоянных сотрудника, а также помогают волонтеры и все, кто желает обучиться этому важному для Богослужения процессу. Хотя профессия считается узкоспециализированной и техническое образование приветствуется, куда важнее здесь оказываются искреннее желание помочь и трудолюбие. Сроки обучения полностью зависят от самого человека.
«Труд очень тяжелый, – делится протоиерей Александр Брянцев. – Нужно, во-первых, подходить ко всему со спокойным сердцем, чтобы в душе был мир, не было раздражения. Потому что все твое внутреннее состояние отображается на просфорах. Как только внутри все кипит и бурлит, просфоры получаются с дефектами и не могут использоваться на Богослужении. А как в душе мир, помолились, собрались, всех простили – все просфорочки получаются просто идеальнейшие, с Божьей помощью».
Единственный мужчина в коллективе, технолог Василий, пришел сюда на Пасхальный (Великий) пост, чтобы помочь в период большого количества заказов.
«Сначала вырезал, ставил печати, крестики, потом стал печь. Получаться начало не сразу, – делится Василий. – Всегда спрашивал, как лучше. Я технолог, раньше трудился на предприятии «Юг Руси», на розливе масла. Все, как выяснилось, взаимосвязано».
Василий говорит, что не отвлекается на житейские разговоры, стараясь сосредоточиться на деле. Так поступают и все остальные. Просфорники молятся несколько раз в день: перед началом смены, после ее завершения. А в течение дня здесь включают жития святых, акафисты, поучительные наставления святых отцов или же просто молчат.
«Когда работаешь, молчишь, больше мыслишь, – говорит Василий. – Иногда думаешь: каждая просфора уйдет, кто-то будет брать за упокой, кто-то о здравии».
Работа требует не только духовной сосредоточенности, но и немалой физической выносливости. Процесс изготовления просфор – это многочасовой цикл, большую часть которого сотрудники проводят на ногах.
Дольше всех здесь работает Антонина. Просфорницей была ее тетя, и когда та неожиданно умерла, продолжить дело было некому.
«Моя родная тетя, Царство ей Небесное, Таисия, была просфорницей в Преображенском храме в хуторе Обуховка. В то время я продавала в храме свечи. Тетя пригласила меня помочь – она была одна в просфорне, и справляться ей было тяжело. А потом она неожиданно умерла. Помню, пришла как-то в просфорню, а она закрыта. Жду ее, жду... Пошла к ней домой – она жила одна, – узнала, что она отошла ко Господу. Печь просфоры стало некому. И батюшка мне говорит: «Ну, ты же видела, как Таисия пекла. Становись, давай попробуем». Теперь я вспоминаю, как переживала, когда нужно было спечь десять служебных просфор – у нас тогда даже служба только по воскресеньям была, но я все равно десять пекла, про запас. А сейчас – четыреста служебных. Так я и стала просфорницей, а потом, промыслом Божьим, пришла сюда, в собор. Работаю здесь с марта 2012 года. Быстро дни летят. Во всем помогает Господь», – рассказала она.
Прежде чем начать работу при кафедральном соборе, Антонина ездила с другой просфорницей обучаться в Иверский женский монастырь в Ростове.
Еще одна сотрудница, Алла, раньше работала на хлебозаводе. Она отмечает, что труд в просфорне ничуть не легче, а в чем-то даже сложнее.
В просфорню приходит трудиться и молодежь. Яркий пример – девятиклассница Дарья и выпускница университета по специальности «Экономическая безопасность» Анастасия. Девушки подчеркивают, что сюда их привели не тренды из социальных сетей, а глубоко осознанный внутренний выбор.
«Считаю, что просфорня – это второе место после алтаря. К этому приводит Бог. На просфорницу я обучалась в монастыре», – рассказала Анастасия.
Как отмечает Антонина, молодежь из-за высокой нагрузки не всегда может работать полный день, обычно это частичная занятость.
«За них всегда больше переживаешь, – делится она. – Им это должно быть по силам, чтобы в следующий раз было желание и возможность прийти».
Она также добавляет, что если молодежь и приходит, то обычно это дети родителей, которые сами воцерковлены. Как в случае с Дарьей. Дарья и сама приближена к религии, а привела ее в мастерскую подруга, для которой этот труд оказался непосильным.
На первых порах Дарья помогала соединять заготовки, раскладывала их и ставила в расстойные шкафы (расстойки). Четырнадцатилетняя школьница признается, что эта работа дает ей особое, ни с чем не сравнимое чувство сопричастности и одухотворенности:
«Обучение очень долгое, тяжелое. Нравится атмосфера. Люди с верой очень сильно отличаются. Единомышленники. Мне в принципе нравится работа на кухне. Тем более с такими людьми».
В будни здесь выпекают около 3500–4000 просфор, однако в большие церковные праздники объемы возрастают многократно. Абсолютный рекорд – около 6000 штук за смену, который удалось выполнить усилиями всего пяти человек.
«В тот день с тестом мы работали где-то до семи часов вечера, – рассказывает Антонина. – Пять тысяч просфор мы можем сделать до пяти, до половины шестого. Если достаточное количество человек, то три тысячи успеваем сделать до обеда. Начинаем работу в семь утра – ставим тесто, а в восемь – начинаем выпечку».
Как отмечает опытная просфорница, время приготовления значительно сокращает современное оборудование: сеялка для муки, машина для раскатки теста, тестомес. К примеру, вручную просеивать муку пришлось бы около полутора часов.
Состав просфоры нарочито аскетичен: мука, вода (обычная и святая), соль, прессованные дрожжи. Как уверяет Антонина, никаких уникальных секретов здесь нет – главный ориентир – качество.
Процесс начинается с утреннего замеса теста. После этого будущие просфоры формуют, изготавливая отдельно верхнюю и нижнюю части, которые затем соединяют. Верхняя часть с печатью символизирует Божественное естество Иисуса Христа, а нижняя – человеческое.
Каждую заготовку прокалывают иглой, чтобы выпустить воздух и предотвратить образование пустот, иначе просфора может разорваться. Затем ее смазывают водой, чтобы части не отклеились друг от друга.
«Перед загрузкой в печь просфора должна подойти в расстойнике, – делится наблюдением Василий. – Если она не поднимется и отправить ее в печь раньше времени – получится маленькой, не набравшей высоту».
Выпекается просфора недолго, от 11 до 13 минут. Но за этим кратким процессом нужно внимательно и непрестанно следить.
«Я же здесь не постоянно у печи стою, – объясняет Василий. – Поставил партию и ухожу помогать другим. Но всегда смотрю на часы, потом возвращаюсь и наблюдаю, как ведет себя просфора, нужно ли ее развернуть для равномерного пропекания. Может и выпечься быстрее положенного времени».
Сложнее всего в изготовлении, по словам Василия, – служебные просфоры, так как они больше по объему.
Как рассказал протоиерей Александр Брянцев, также в просфорне выпекаются хлеба – небольшие булочки, которые используются на вечерних богослужениях накануне великих праздников, когда служится лития, где они и освящаются. Хлеба пекутся из того же теста, что и просфоры, но имеют другую форму и значение.
Каждая просфора имеет оттиск специальной печати, который наносится с помощью деревянных и металлических форм. Различают крестовые, богородичные, агничные печати. Также существует печать с изображением Донской иконы Божией Матери. Для особых случаев есть и совсем большая печать – ее используют, когда в Великий пост происходит общее говение духовенства. Тогда готовят просфору весом в 3 кг.
«Просфору, полученную в храме, следует хранить с благоговением, – наставляет председатель Приходского совета кафедрального Собора протоиерей Александр Брянцев. – Желательно в чистом пакете или тканевом мешочке в сухом месте, отдельно от других продуктов, можно рядом с домашними иконами. Употреблять ее принято утром натощак, после прочтения утренних молитв, предварительно положив ее на чистую тарелку или салфетку. Перед вкушением следует прочитать специальную молитву на принятие святой воды и просфоры или просто помолиться своими словами. Просфору вкушают над тарелкой или листом бумаги, чтобы крошки не падали на пол. Употреблять просфору нужно с верой, молитвой и благоговением».
Неудавшуюся при выпекании просфору не выбрасывают. Ее могут употребить с чаем, угостить кого-нибудь или отдать пономарям, которые знают, куда ее определить.
«Разве можно ее выбрасывать? Нет, конечно. Слава Богу, такого нет, – говорит Антонина. – Бывает, наоборот, думаешь, чтобы всем хватило. Случаются разные истории... Вот приезжает храм, не заказывал, а просит. Думаешь, ну ладно, выдашь. А потом звонок из другого храма: «У нас просфора осталась, заказ уменьшим». И как раз на те самые двести штук».
Традиционно выпечкой просфор занимаются мужчины-монахи. Однако, как отмечает протоиерей Александр Брянцев и что подтверждает практика, здесь нет принципиального разделения ни по полу, ни по возрасту.
«Главное, что у тебя в сердце», – подчеркнул он.
Изготовленные просфоры пономари относят в алтарь, где батюшка вынимает из них частицы – так они становятся освященными.
В другие храмы просфоры доставляют неосвященными. Чин вынимания частиц совершается в каждом отдельно взятом храме во время литургии.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Видео: Ксения Пащенко / don24.ru / АО «Дон-медиа»