Где будет город-сад?

Где будет город-сад?

Первое заседание градостроительного совета области было посвящено проблемам озеленения.

Где будет город-сад?

Неудивительно, что при этом на первый план быстро вышла тема озеленения Ростова. Или, используя научную терминологию, создания «зеленого каркаса» южной столицы. Вопрос не то чтобы назрел – он, как сами понимаете, перезрел. Итогом обсуждения стало поручение, данное врио губернатора Юрием Слюсарем, опоясать Большой Ростов лесопарковыми зонами.

Любовь к трем апельсинам с лавандой

Где будет город-сад?
Парк "Левобережный". Воспоминания о старой аллее... Фото Аркадия Будницкого.

О чем, о чем, а на темы озеленения порассуждать у нас любят. Соответствующую концепцию на Дону разрабатывают не меньше четверти века. За это время и концепции не появилось, и зелени в нашем степном краю поубавилось. Говорят, Ростов утратил до 40% своей зелени. Зато по-прежнему обсуждают «зеленую проблему» у нас много и охотно. И не без печали по поводу неуклонного оскудения зеленого наряда Ростова и других мест в донских пределах.

Нет вроде недостатка и в попытках остановить этот разрушительный процесс. Точнее, выдать за такие попытки разного рода сомнительные проекты типа массовой высадки голландских петуний на городских магистралях или повального «олавандования» Ростова.

А была еще вспыхнувшая вдруг любовь к туям и кипарисам. Чтобы, значит, все было как в Палермо: вечнозеленые кущи, полные апельсинов и другой вкусной растительности… Во что вылилась та любовь, хорошо видно на примере Левобережного парка южной столицы. Там была целая аллея из туй, принявших по причине бесславной своей гибели цвет ржавчины. Да и сейчас еще хватает выглядящих, мягко говоря, странно местечек.

В процессе неудержимого окультуривания этот некогда зеленый уголок южной столицы бесповоротно расстался с ранее шумевшими тут громадными тополями и вязами. Те, помнится, росли вдоль аллеи с наивными гипсовыми белочками, украшавшими фонтанчики с питьевой водой… По ходу преобразований те мощные деревья заменили прутиками неизвестной породы, многие из которых так же, как и пресловутые туи, не выдержали своенравного микроклимата донской поймы.

Ничего не сделалось только мрачноватого вида доминам, заменившим собой в процессе окультуривания любимые ростовчанами бесхитростные и веселые заведения левобережного общепита. Они сразу получили в народе разные едкие прозвища типа «Замка Дракулы». Что яснее ясного говорит о степени народной любви к этому обновленному месту культурного левобережного отдыха.

Впрочем, источники, близкие к «сферам», о народной любви рассуждали уже без всякой иронии. И Левобережный парк быстро у них получил титул любимого места отдыха ростовчан. Совсем по-гоголевски расписывались достоинства парка и новой ростовской набережной на левом берегу. С обязательными реверансами в сторону властей предержащих, благодаря неустанному попечительству которых город украсился «садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день». Лучше Гоголя не скажешь …

Сами себе дендрологи

Где будет город-сад?
Плоды дендрологический упражнений чиновников. Источник фото: RostovGazeta.

Что же до концепции «зеленого каркаса», то ее до сих пор старательно подгоняли под вкусы и представления того или иного чиновника. Тех самых властей предержащих, благодаря которым… и далее – по гоголевскому тексту.

А власти, надо сказать, не видели особой разницы в том, где произрастают вышеозначенные «тенистые древа». На давней уже встрече в редакции «Нашего времени», состоявшейся в 2013 году, тогдашний донской губернатор Голубев пообещал поставить перед правительством региона вопрос о развитии лесопарковых зон.

Правда, спрашивали мы губернатора тогда о другом — о грянувшей в ту пору массовой вырубке деревьев на главных ростовских магистралях. Рослые вязы и акации, отлично растущие в нашем засушливом климате, недолго думая, срубили и заменили на клены породы явор –дерево сколь претенциозное, столь и капризное. Привычное к мягким и влажным погодам Западной и Центральной Европы, чего Ростов дать этим кленам не мог при всем неукротимом желании начальства.

Вместе с экзотическими кленами появились на центральных улицах южной столицы и туи «а-ля Палермо», заключенные в кадки. Позже к ним присоединились лавандовые клумбы из тысяч кустов, быстро поредевшие под палящим ростовским солнцем. А еще в Ростове с непостижимым упорством продолжают высаживать каштаны. То ли прельстившись относительной дешевизной дерева, то ли оценив быстроту его роста. Однако большинство каштанов, так и не успевая вырасти, буквально сгорают в первые же знойные недели.

И на ростовских улицах, и в левобережной части мегаполиса свежевысаженные деревья оказались, по существу, брошенными на произвол судьбы. Они сохли и продолжают сохнуть главным образом из-за отсутствия полива. Хотя и тот далеко не всегда способен исправить положение.

Где будет город-сад?

И сегодня еще территория вокруг стадиона "Ростов Арена" выглядит заброшенной. Фото Аркадия Будницкого.

Всё дело в том, что при высадке деревьев не учитывались особенности и сложный характер почв холмистого правого и пойменного левого берегов Дона. Не брался в расчет и метод высадки. Скажем, для лаванды, которая так дружно засохла в центре, опустошив городскую казну на миллион с лишним рублей, условия левого берега оказались более подходящими. И не в последнюю очередь потому, что здесь высадили ее вдоль дорог, отказавшись от клумб и газонов.

Будут ли учтены все эти обстоятельства при разработке новой концепции «зеленого каркаса» Большого Ростова? Ведь до сих пор многие начальники привыкли быть «сами себе дендрологами». И, полагая себя обладателями высшего знания, по собственному разумению решать, что и где садить, а что – безжалостно вырубать. А между тем концепция озеленения — дело недешевое и потянет на сотни миллионов рублей. Вот эти сотни миллионов становятся, если хотите, ценой волюнтаризма.

От «парка в городе» к «городу в парке»

Где будет город-сад?

Линейный парк "Темерник" - проект перспективный.

Тем не менее, само дело озеленения таких денег стоит. Ведь, по сути, потребуется учесть мельчайшие детали, всё несходство условий на разных территориях мегаполиса. Только общая площадь «зеленого пояса» Большого Ростова в его законодательно утвержденных границах составляет 9,5 тыс. гектаров. И всё это зеленые легкие Ростова и окрестностей. Та территория донской столицы, на которой исключена любая хозяйственная деятельность и, как подчеркнул Ю. Слюсарь, которая не подлежит застройке. Слова, которые прежде на таком уровне практически не звучали.

При этом глава региона прямо связал донской строительный бум с ущербом, который в последние годы понес «зеленый пояс» Ростова и других городов области. По оценке Ю. Слюсаря, зеленых насаждений и в городе, и в его окрестностях должно быть значительно больше.

Другой вопрос, что нельзя полезное дело, подменять бездумной высадкой зелени. Необходимо четко представлять назначение каждого зеленого массива. И объем предстоящей работы. В одном только будущем Левенцовском парке столько всего надо сделать, чтобы через четыре года получить здесь вместо нынешних зарослей амброзии вменяемое место отдыха жителей микрорайона. И к парку «Дружба» подойти с совершенно другими мерками. Тогда, может, перестанут здесь падать деревья...

А еще стоит учесть опыт уже проделанной работы по озеленению города. Он, надо сказать, далеко не всегда отрицательный. Уже приходилось писать о том, как кропотливо и целеустремленно формируют «зеленый пояс» Ростова в АНО «Парк Темерник». Сегодня там как раз и создается на практике «зеленый каркас» мегаполиса, и одновременно решается задача оздоровления верховьев Темерника. В этом вопросе, ростовское АНО успешно взаимодействует сразу с несколькими заинтересованными муниципалитетами. Наряду с Ростовом, это Аксайский и Мясниковский районы.

Несомненно, что разработанная сегодня в региональном институте градостроительства модель формирования природно-экологического каркаса Ростовской агломерации окажет делу озеленения Большого Ростова ощутимую помощь. Четче обозначит приоритеты, откроет новые горизонты. Глядишь, тогда и Левобережный парк сможет стать настоящим украшением Ростова. Путь к тому у него не заказан…

Где будет город-сад?

Как отметил, представляя модель, руководитель областной организации Союза архитекторов России Алексей Полянский, речь идет о создании нескольких зон. Первая – это собственно «зеленый пояс» Большого Ростова, образуемый защитными лесами вокруг южной столицы. Вторая – линейный парк «Темерник». В достаточно близкой перспективе ему предстоит стать непрерывным, проходящим вдоль основного русла Темерника и его притоков по территории трех муниципалитетов. Кроме Ростова, это Аксайский и Мясниковский районы.

И, наконец, третью зону образует природный пойменный парк в ростовском левобережье. За основу его развития взята концепция «город в парке». Это обстоятельство особенно важно, поскольку речь идет о развитии проблемной территории, чья гидрология прямо влияет на состояние других частей агломерации. В первую очередь, Батайска и низинной части Аксайского района. Эти территории все сильнее страдают от подтоплений. Да и Мясниковскому району, и левобережью Ростова тоже от воды перепадает.

Первопричиной всех бед здесь можно смело называть спонтанное строительство. Но дело зашло так далеко, что даже если ввести застройку поймы в разумные берега, а то и прекратить ее вовсе, положение в этих территориях не изменится. Понастроено в пойме уже столько, что вода из подземного пойменного озера давно уже течет по новым руслам. И далеко не в благоприятном для жителей направлении. Действующая концепция градостроительства (если о такой можно говорить всерьез) тому поспособствовала.

Но сегодня уже не получится действовать по схеме «парк в городе», создавая зеленые островки в море застройки. В то же время и пойму не вернуть в первозданное состояние. И, тем не менее, Ю. Слюсарь не считает положение безвыходным. Не считают его таковым и создатели модели формирования природно-экологического каркаса Большого Ростова. Основанная на концепции «город в парке», она содержит рациональное зерно.

Суть в том, что определенные породы деревьев способны поддерживать необходимый гидрологический баланс местности. Им для жизни нужно много воды, и они буквально «выпивают» ее, серьезно сокращая тем самым опасность подтоплений. Плюс чистят воздух, поддерживают оптимальный температурный режим. И выполняют еще немало других полезных функций. Дело, таким образом, за тем, чтобы четко представлять, что, где и как высаживать. За счет чего формировать этот самый «зеленый каркас».

Поэтому на заседании градостроительного совета обсудили вопрос об устройстве в левобережной зоне Ростовской агломерации сети наблюдательных скважин. Исходя из результатов таких наблюдений, будут впоследствии в ростовском левобережье и у северной части Батайска возводиться объекты инженерной защиты. И плюс к тому – защиты природной в виде зеленых массивов, которые в таком случае помогут исключить подтопления. А наши доморощенные девелоперы тогда получат право строить не там, где захочется, а исключительно там, где это целесообразно и допустимо.

Без такого порядка территориальное развитие невозможно. В чем и состоит суть концепции, основанной на внедрении рекреационных технологий в городскую среду. Навскидку за образец можно было бы принять столичный гидропарк «Крылатское». Он, пожалуй, по начальным условиям наиболее схож с ростовским левобережьем с его достаточно развитой рекреационно-спортивной зоной, включающей и современный гребной канал «Дон».

Системный подход против ведомственного эгоизма

Где будет город-сад?

При системном подходе к озеленению парк "Левобережный" сможет стать новым украшением южной столицы. Фото Аркадия Будницкого.

Подготовкой соответствующих предложений теперь займутся минстрой и минприроды. Привлекут к работе и муниципалитеты, и соответствующих специалистов. В итоге на выходе мы должны получить эффективные ландшафтные и территориальные решения, пригодные для использования практически на всей территории Ростовской области.

Похоже, что дело, наконец, будет поставлено на мало-мальски системную основу. Ведь то, что до этого проводилось в пойме в предвкушении ее массированной застройки, назвать серьезными исследованиями никак нельзя. Тем более что велись эти исследования либо самими застройщиками, либо нанятыми ими «независимыми» институтами.

Если судить по сказанному Ю. Слюсарем, то от подобного подхода теперь решено отказаться. Избранный ныне путь глава региона определил как безальтернативный:

— Нарушена ли экологическая система в результате масштабной деятельности, какие риски могут возникнуть? Ответ на эти вопросы никто, кроме специалистов, проводящих мониторинг, не даст. И эту информацию нужно получить...

Собственно, так оно и должно быть в любом серьезном деле – от облагораживания природного ландшафта до застройки территорий. Пока у нас больше руководствуются этаким ведомственным, отраслевым и муниципальным эгоизмом. Однако условия территориального развития неизбежно заставят от такого подхода отказаться.

И, как видим, уже заставляют. Так что есть основания надеяться, что на этот раз с концепцией озеленения южной столицы и с созданием «зеленого каркаса» Большого Ростова, всё сложится.

Где будет город-сад?

Вы не поверите, но таким Ростов был еще полвека назад. Вернется ли прежняя зелень на ростовские улицы? Источник фото: za.pinterest.com.
Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей