Участники сессии «Архитектура памяти: культурные коды тренд или потребность в возвращении к истокам?», устроенной в рамках Петербургского международного экономического форума, говорили о том, как медиаиндустрия помогает сохранять культурную идентичность.
Опытом в формировании культурных кодов в обществе поделился генеральный директор «Газпром-медиа холдинга» Александр Жаров. Он отметил, что проекты холдинга транслируют «абсолютно понятный для каждого россиянина культурный код».
Александр Жаров, генеральный директор «Газпром-медиа холдинга»: «Нужно защищать свои принципы, нужно защищать свою страну, нужно защищать свои идеалы. Мы это делали, мы это будем делать. Я считаю, на том стоит страна русская».
Среди проектов, отражающих курс «Газпром-медиа холдинга» на продвижение национального культурного кода, Жаров выделил сериалы «Первый отдел» и «Таганрог», а также фильмы «В списках не значился» и «Группа крови».
Александр Жаров: «В нашем арсенале крупнейшие каналы распространения информации. Это телеканалы, которые смотрят порядка 90 миллионов человек, платформа RUTUBE с более чем 4 миллионами авторов на сегодняшний день, где выложены свыше 400 миллионов видео. Отмечу, что сейчас RUTUBE смотрят порядка 20 миллионов пользователей ежедневно и 80 миллионов в месяц. Весь этот контент несет культурный код своих создателей, формируя восприятие действительности, нашей страны молодым поколением».
О растущем интересе аудитории к российскому контенту рассказал генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн.
Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер НТВ: «Наша главная задача — делать проекты про нас, нашу культуру, нашу историю, потому что наш контент интересен всем. Важно делать качественную работу про себя, она будет иметь международный успех. В этом нет никаких сомнений. Что касается нашей аудитории, я как создатель контента могу сказать, что, конечно, для молодой аудитории сегодня в первую очередь важен аудиовизуальный контент, он имеет решающее значение. И, скажем откровенно, многие наши дети не читают книги, а смотрят произведения по этим книгам, чтобы понять, что происходило тогда».
По словам Вайнштейна, задача производителей сделать так, чтобы эти произведения были правдивыми, честными и интересными.
Тимур Вайнштейн: «Это касается и военно-исторических проектов. В библиотеке НТВ — много проектов подобного жанра, один из последних — „В списках не значился“. Раньше говорили, что наша аудитория не любит патриотическое кино, что оно не показывает больших рейтингов, оно не собирает хорошую кассу в прокате. Это не так, военные фильмы очень популярны! Наш фильм в прокате собрал 650 миллионов рублей, показав лучший за последние годы результат среди всех военных картин».
Как отметил Вайнштейн, сегодня фильм выходит на онлайн-платформах, а после будет показан на НТВ.
Тимур Вайнштейн: «Мы видим, как резко меняется интерес к военному кино в том числе и у молодой аудитории, поэтому мы будем продолжать снимать такие фильмы. Тем же составом, каким мы работали над „В списках не значился“, мы совсем скоро начнем работу над фильмом „Аты-баты, шли солдаты…“ по мотивам произведения Бориса Васильева».
В ходе дискуссии Александр Жаров напомнил о проведенном «Газпром-медиа холдингом» исследовании образа героя, отметив, что среди российской аудитории наибольшей популярностью пользуются персонажи, которых можно условно назвать «Локальный патриот», «Везунчик», «Перевоспитанный» и «Большой герой». Все эти коды героев уходят корнями в русскую культуру и восприятие реальности, поэтому фильмы и сериалы, в которых есть похожие персонажи, пользуются особой популярностью среди российской аудитории.
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Маврикий Ирада Зейналова высоко оценила проект «Газпром-медиа холдинга» и высказала свое мнение о трансляции смыслов и ценностей нашей страны за рубежом, в частности, в странах Африки.
Ирада Зейналова, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Маврикий: «Если мы хотим завоевания умов и сердец, мы должны системно проанализировать, чего они от нас хотят. И этот научный подход, какой образ героя нужен нам, должен существовать и с точки зрения внешнего рынка. Каждый из нас когда что-то создает, должен быть переводчиком и переходником нашего культурного кода на культурный код стран, которые у нас не были и не знают о нас».
В дискуссии также приняли участие специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, президент Управления по делам культуры и древностей Королевства Бахрейн Халифа бин Ахмед Аль Халифа, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ольга Галактионова, кинорежиссер Алексей Учитель, генеральный продюсер 1–2-3 Production Артём Михалков, продюсер, режиссер Нила Мадхаб Панда, председатель совета Фонда Инносоциум Елена Маринина, скульптор Даши Намдаков. Модерировала сессию старший вице-президент — директор по внешним связям ПАО «Банк ПСБ» Вера Подгузова.