"Страшная мясорубка" на Волге: Как потерпел крушение круизный лайнер и почему об этом молчали

"Страшная мясорубка" на Волге: Как потерпел крушение круизный лайнер и почему об этом молчали

Более 40 лет назад — 5 июня 1983 года теплоход "Александр Суворов", сбившись с курса, на полном ходу врезался в низкий пролёт моста через Волгу. В это время на верхней палубе проходили кинопоказ и танцы, там и находились многие пассажиры. Веселье в один момент прервал страшный грохот — так праздник превратился в трагедию.


Верхнюю палубу срезало вместе с отдыхающими

Четырёхпалубный теплоход "Александр Суворов" построили в 1981 году на верфи в Комарно в Чехословакии, назвав в честь русского полководца. То есть на момент катастрофы он был, можно сказать, новым.

Незадолго до крушения борт шёл по привычному маршруту (Ростов-на-Дону — Москва), люди отдыхали с бокалами прохладительных напитков, наслаждаясь волжскими пейзажами, рядом бегали дети, шумели, радовались, для отдыхающих организовали сувенирный аукцион, показ фильмов. Никто не подозревал, что всё резко изменится через пару минут.

Согласно спискам, на борту было 330 пассажиров и экипаж. Большая часть отдыхавших — работники угольной промышленности. Путёвки они получили по профсоюзной линии. Впрочем, выжившие утверждали, что на самом деле людей было гораздо больше — тех, что прошёл по блату, никто не считал. В то время билет на круиз стоил 120 рублей, а средняя зарплата составляла порядка 160 рублей. К 1970-м годам круизный туризм переживал свой пик. Спрос на речные туры превышал предложение во много раз, Волга считалась особенно популярным направлением. Круиз 5 июня — долгожданное путешествие — для многих стал последним.

Вечером судно на скорости около 25 км/ч влетело в пролёт железнодорожного моста в Ульяновске. Рулевая рубка, кинозал, каюты — всё, что находилось на верхней палубе, словно срезало лезвием. Вместе с двумя сотнями отдыхающих.

Усугубило ситуацию то, что в это время по мосту шёл грузовой поезд. Его буквально разорвало. На людей посыпались вагоны вместе с брёвнами и углём. Потом об этом будут вспоминать как о "страшной мясорубке". Больницы Ульяновска были переполнены, тела погибших собирали по частям.

Управляли лайнером первый штурман Евгений Митенков и молодой рулевой Андрей Уваров (когда всё произошло, капитан Владимир Клейменов находился в каюте), которые направили теплоход не в третий судоходный пролёт, а в шестой. Некоторые эксперты объяснили странное решение тем, что не горели сигнальные огни на мосту, а в темноте будку обходчика приняли за разрешающий навигационный знак. Диспетчеры пытались связаться с экипажем, но безуспешно. Рулевого и штурмана потом заподозрили в пьянстве, но алкоголя в их крови не нашли. Говорили также, что Евгений Митенков отвлёкся на кино, а Уваров был недостаточно опытным.

"Страшная мясорубка" на Волге: Как потерпел крушение круизный лайнер и почему об этом молчалиФото: Скриншот с memorycode.ru

Потасовка перед трагедией

По официальным данным, количество погибших — 176 человек, по неофициальным — около 400 (тела находили ещё месяц спустя у Самары). Но летом 1983 года об этом старались не говорить, чтобы не сеять панику, газетам подробности писать запретили. Так, 7 июня ТАСС выпустило короткое сообщение. Без цифр и деталей. Просто "произошла авария". Тогда как катастрофа стала крупнейшей на речном транспорте по числу жертв в истории Советского Союза.

Как следует из воспоминаний, которые оставила Лидия Хлопина (она служила инструктором Ульяновского обкома КПСС, курировала вопросы здравоохранения и принимала участие в спасательной операции), из-за особенностей рельефа тот самый мост имеет наклон с правого берега к левому. Теплоходу надо было проходить под правым пролётом, но он пошёл под шестой. Причём вместо того чтобы сбавить ход, лайнер шёл к мосту на максимальной скорости. Почему — непонятно.

В итоге, по её словам, "за несколько секунд была снесена верхняя палуба с отдыхающими и управлением теплохода". Эксперты недоумевали: нужно закрыть глаза и заткнуть уши, быть вообще без памяти, чтобы не попасть в нужный пролёт. Действия моряков пытались объяснть, но всё казалось неправдоподобным.

Версии называли разные. Мать рулевого Уварова рассказала, что на вытащенном из рубки теле сына виднелись серьёзные раны. Создавалось ощущение, что перед аварией его сильно избили. Это дало основания для версии о том, что перед ударом о мост на теплоходе произошла какая-то потасовка с ножом. Но при этом по состоянию на 21 час 22 минуты, то есть за 18 минут и девять километров до точки крушения штурман и рулевой, скорее всего, находились в здравом уме. Такие выводы напрашиваются из последней записи в бортовом журнале.

"Выдержать такую картину было невозможно"

Кто виноват? Формально — капитан Клейменов. Он в это время отдыхал в каюте (кстати, по инструкции имел право). Однако в суде решили, что он не был на мостике, не руководил спасением (его выбросило из корабля в момент аварии). Капитан получил десять лет. Освободили его по состоянию здоровья, а умер он от инфаркта в 1990 году. Его помощники — Митенков и Уваров — погибли.

После трагедии "Александр Суворов" восстановили. Он ещё долго ходил по Волге. Говорят, люди шептались: "Это тот самый теплоход?" — и пересаживались на другой.

В своих воспоминаниях о трагедии Хлопина привела истории разных семей с "Суворова" — счастливые и печальные. Так, на процедуру опознания несколько дней подряд приходила молодая женщина, искавшая своего десятилетнего сына. Перепугавшегося от жутких картин ребёнка нашли спустя время в шоковом состоянии. Спасся и юноша, которого бабушка буквально в последний момент послала с верхней палубы в каюту за тёплой кофтой. В результате трагедии многие потеряли детей и супругов. Приезжавшие на опознание родственники теряли сознание от увиденного.

Обратно они еле выходили, потому что выдержать такую картину было невозможно,

— делился в своих мемуарах один из членов правительственной комиссии, главный санитарный врач СССР Пётр Бургасов.

После опознания и оформления необходимых документов гробы помещались в специально подготовленные контейнеры и заваривались. Их отправляли по месту жительства. По Ульяновску в то время ходила масса слухов. Шептались о том, что произошёл теракт, а товарный поезд появился на мосту якобы не случайно.

Источник: Телеканал Царьград

Это интересно

Топ

Лента новостей