Ростовская область, 8 июня 2025. DON24.RU. Воспитанники детской художественной школы имени И. И. Крылова в Азове воссоздали костюмы российской знати в допетровском стиле при помощи пластилина. В этих нарядах императорская чета и самые знаменитые княжеские династии танцевали на балу в Зимнем дворце в феврале 1903 года. Оценить работы юных азовчан можно будет до 31 июля в Донской государственной публичной библиотеке.
Над фигурками трудились 67 детей 11–14 лет. Внутри каждой выставлен проволочный каркас, растянута фольга, а поверх них – самый обычный скульптурный пластилин. Некоторые дети добавили бисер, кружева и строительные блестки.
У каждой куклы один автор. На всю подготовку ушло в общей сложности пять занятий, по 2,5 часа каждое. По признанию самих детей, сложнее было делать мужских персонажей: женским достаточно вылепить только платье, когда как мужским нужно более детально проработать еще и ноги, сапоги, жезлы или даже пернатых спутников – соколов.
«Я делала похожий проект с фарфоровой куклой, решила попробовать лепить из пластилина. Это очень интересно: узнаешь культуру нашей страны, обстоятельства, в которых устраивали бал, историю этих костюмов», – рассказала девочка, воплотившая образ императрицы Александры Федоровны.
Идея созвать бал принадлежит супруге Николая II. Однажды за завтраком художник Павел Жуковский поспорил с министром императорского двора, графом Владимиром Фредериксом о целесообразности указа Петра I облачить всю русскую аристократию в наряды европейского образца. Императрица, с вниманием следившая за обсуждением, решила устроить бал в костюмах, популярных среди бояр во времена первых Романовых, то есть в XVII столетии. Само событие подавалось как торжество, посвященное 290-летию монаршего рода.
Интересно, что все собравшиеся все равно танцевали французский котильон, ели парфе, говорили на родном языке с сильным акцентом и носили костюмы, которые нельзя было назвать стопроцентно подлинными. Последнее связано со сложностью и дороговизной исполнения – требовались особые ткани, меха, бриллианты и изумруды. По указу императрицы костюмы изготовили за счет казны, однако затем они перешли в собственность к тем, кто выполнял заказ, – лучшим театрам, художникам, портным и модельерам.
Тем не менее событие было достаточно ярким и неординарным, чтобы Александра Федоровна созвала самых умелых петербургских фотографов и выпустила ограниченным изданием в 500 экземпляров «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце»в следующем году.
В наше время такие книги считаются библиографической редкостью. Подлинный экземпляр одного из альбомов хранится как раз в публичной библиотеке. Известно, что в благотворительных целях участники бала выкупили только 274 переплета. Все остальные разошлись в частные коллекции в качестве подарков.
Как рассказала Наталья Чекалина, художник и педагог, под руководством которой дети лепили фигурки, в отношении цвета перед юными художниками стояла задача отразить именно тональность реально существующей фотографии. На первом занятии дети конструировали каркас и обклеивали его фольгой, набирали основной объем – живот и спину. Затем шла работа над портретным сходством персонажей с реальными прототипами придворных.
В работе каждого автора прослеживается характер. Видно, как они по-своему осмыслили и передали образы. По словам одного из родителей, по просьбе его увлеченного ребенка домашняя библиотека пополнилась книгами об истории России.
«Дети сами придумывали какие-то нюансы в своих работах при лепке, которые и мне были очень интересны: кто-то добавил роспись, кто-то деликатно ввел цвет. А потом еще и бусинки по всему кабинету были разбросаны», – с улыбкой вспоминает Наталья.
Прежде чем попасть в Донскую публичную библиотеку, фигурки уже побывали на выставках в азовском выставочном зале «Меценат» и историческом парке «Россия – моя история». Когда экспозицию уберут, работы вернутся в дома юных творцов и останутся им на память.
В будущем Наталья Чекалина хотела бы вылепить со своими учениками керамические скульптуры, отсылающие к архитектуре Азова разных исторических периодов.