Строительство Багаевского гидроузла вышло на финишную прямую. Этот объект имеет важное экономическое значение для региона. Его запуск позволит решить вопросы мелиорации, сохранить донское биоразнообразие, а также нарастить объем грузоперевозок по реке Дон. На этой неделе врио губернатора Юрий Слюсарь и сенаторы проверили ход строительства крупного проекта и обсудили реализацию других инфраструктурных объектов. Подробнее в сюжете Евгения Данильчука.
На берегах Дона и его притоков люди начали селиться с незапамятных времён. Науке известны сооружения, появившиеся здесь в эпоху строительства египетских пирамид. Например, Левенцовская крепость, возраст которой учёные датируют двумя тысячами лет до нашей эры. Логика предков понятна: источник питьевой воды, рыба в рационе, плодородные берега. Плюс река как транспортная артерия. Своего логистического значения Дон не потерял и спустя четыре тысячи лет. Люди так же быстро и удобно перемещаются по водной глади. Только на смену утлым лодкам и плотам пришли «Валдаи». Современные суда на подводных крыльях, вернувшись на маршруты после десятилетий перерыва, курсируют между прибрежными населёнными пунктами.
За навигацию прошлого года перевезли 20 тысяч пассажиров. Немного, но эта сфера только начинает развиваться. В ближайших планах приобретение в добавок к «Валдаям» «Метеоров» и обустройство причальной инфраструктуры в Старочеркасской, Пухляковской, Романовской, Семикаракорске. По Дону перемещаются и более внушительные пассажирские суда. Туристические теплоходы следуют не только в пределах донского русла. По сути, не сходя с палубы, через судоходные каналы можно добраться хоть до Москвы. Впрочем, такого вида пассажирские перевозки уже не имеют того значения, что раньше. Человек изобрёл немало других способов попасть из точки А в точку Б. А вот перемещение грузов по воде не теряет актуальности со времён первых речных цивилизаций. Сотни сухогрузов и танкеров берут на борт тысячи тонн и направляются в десятки стран. Ростов не зря называют портом пяти морей. Дон был и остаётся важнейшей транспортной магистралью. И в ближайшей перспективе речной грузооборот вырастет кратно.
Юрий Слюсарь, врио губернатора Ростовской области: «В советское время от 15 до 18 миллионов тонн грузов проходило за период навигации. Сейчас эта цифра меньше, скромнее. Конечно, ввод Багаевского гидроузла позволит рассчитывать, что она может вырасти до 20 и даже больше миллионов тонн».
Багаевский гидроузел — крупнейшее гидротехническое сооружение. Нечто сопоставимое по масштабам последний раз строили ещё при Советском Союзе. В ту эпоху для структурирования водного хозяйства Дона предполагался целый каскад гидроузлов. Константиновский, Кочетовский тогда построили, а вот до Багаевского руки дошли только сейчас. И его возведение подходит к завершению. Что это даёт в практическом плане? Во-первых, увеличение судоходных глубин. Багаевский гидроузел создаст подпор воды на 80-километровом участке русла выше по течению, вплоть до Кочетовки. Уровень Дона поднимется. Суда смогут позволить себе бОльшую осадку, соответственно, будут брать на борт больше грузов. Но это сооружение нужно не только для достижения экономических целей. Строительство Багаевского гидроузла — важнейшее мероприятие в рамках программы оздоровления бассейна реки Дон. Это федеральный проект, внимание к нему соответствующее.
Андрей Яцкин, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ: «Эту тему — строительство Багаевского гидроузла — ведём с момента включения этого мероприятия в дорожную карту по оздоровлению Дона. Главное назначение Багаевского гидроузла — увеличение водности реки Дон и бассейна Дона в целом».
В пятой по величине реке Европы воды действительно недостаточно. Ещё в начале века мы начали входить в период маловодья. Причина — изменения климата. Осадков стало выпадать меньше. Ежегодные стоки, в том числе в Цимлянское водохранилище — главный поставщик объёмов речного русла, уже не восполняют расходов. Если раньше Дон изливал через устье в среднем 22 миллиарда кубометров воды в год, то теперь вдвое меньше. Из-за антропогенной нагрузки ухудшилось и качество донской воды. Всё это подтолкнуло к разработке серьёзной программы по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса Дона. В 2021-м дорожная карта была принята и начала реализовываться. А в нынешнем году она вошла в новую федеральную программу «Вода России».
Наталья Ковтун, заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области: «Оно синхронизировано по финансированию, задваивания нет. Работы идут. Мы вошли. Дорожная карта по ряду мероприятий плотно села в новую «Вода России». И плюс параллельно она существует. Потому что там ещё много тех работ, которые необходимы, чтобы в дальнейшем развивать новую программу».
За четыре предыдущих года в рамках дорожной карты было много что сделано. Регион значительно продвинулся в деле оздоровления бассейна Дона. Поэтому Ростовской области войти в новую программу было проще.
Теперь конкретика. Что уже сделано, начиная с 21-го года. Во-первых, инвентаризация водных объектов. Их обследовано около полусотни, ещё 13 будет в этом году. Во-вторых, непосредственно работы по восстановлению. В регионе планомерно идёт расчистка малых рек. Чем полноводнее будут притоки, тем лучше для Дона.
Наталья Ковтун, заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области: «Разработана ПСД по 6 водным объектам и два в работе. Проведена расчистка 3 водных объектов. И это 47 км. Для нас на сегодня по динамике за последние 20–25 лет это очень хороший, серьёзный показатель».
Ещё одно важное направление — обследование и ремонт гидротехнических сооружений.
Наталья Ковтун, заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области: «На 5 ГТС уже завершены работы по капитальному ремонту. Это Советский, Тацинский, Кашарский районы. 2 объекта в текущем году мы завершаем. Приступили в текущем году, на следующий год заканчиваем Зерноградский район».
Кроме этого, в дорожную карту вошли работы по реконструкции Донского магистрального канала. Это крупная ирригационная сеть, запитанная из Цимлянского водохранилища. И если не отремонтировать канал, потери воды скажутся на наполняемости Дона. Соответственно, нужно привести в порядок и мелиоративные системы, сообщающиеся с Донским магистральным. Снижение антропогенной нагрузки тоже входит в план оздоровительных мероприятий. Конечно, мы не можем отказать от хозяйственной деятельности. Но в наших силах минимизировать её негативное влияние на реку. В частности, речь идёт о реконструкции очистных сооружений. Предусмотрены также мероприятия по сохранению водных биоресурсов: деньги вложат в развитие и расширение крупных рыбоводных хозяйств и центра аквакультуры. Некоторые пункты большой программы «Вода России» полностью обеспечены финансированием и находятся в процессе реализации. Другие пока только запланированы. Среди них и такие масштабные, как строительство рыбоходного канала Кочетовского гидроузла или капитальный ремонт Соколовского и Вербенского водохранилищ. Но главное, что к решению проблемы подошли комплексно. И выработали действенный инструмент для реализации задуманного. План реализации мероприятий по оздоровлению реки Дон рассчитан до 2030 года.