Ростовская область, 3 мая 2025. DON24.RU. Из Ростова за космосом наблюдают около 100 астрономов-любителей. О том, где и в какие месяцы лучше всего изучать звездное небо в Ростовской области, какие астрономические события ждут регион в 2025 году и как выбрать свой первый телескоп, в интервью ИА «ДОН 24» рассказал заведующий астрономической обсерваторией парка им. М. Горького Николай Демин.
В День астрономии ученый также объяснил, как изменилась работа астронома с XIX века, есть ли в профессии романтика и почему люди стали больше доверять астрологии.
– Как часто вы наблюдаете? И какие места в Ростовской области наиболее благоприятны для наблюдений?
– Мне визуальные наблюдения очень нравятся, но выезжать получается не так часто, как хотелось бы: нужно и погоду подгадать, и организационные вопросы решить.
При возможности стараюсь выезжать в направлении востока – Веселовский и Сальский районы. Там хорошие места для наблюдений, расположенные вдали от городской засветки. Если туда не получается выехать, направляюсь в сторону Зернограда. Там небо хуже, чем в Веселовском районе, но все равно значительно лучше, чем в Ростове.
Фото: из личного архива Николая Демина
Выезжать на запад или север области непродуктивно. Здесь расположены крупные города: Ростов, Таганрог, Шахты, Новошахтинск, Батайск и Азов. Эта ростовская агломерация занимает юго-запад Ростовской области, и найти здесь подходящие места для наблюдений сложно.
– Получается, Сальский и Веселовский районы – лучшие для наблюдений в регионе?
– Они не абстрактно самые лучшие. При выборе места всегда нужно учитывать два фактора: астроклимат (условия для наблюдений) и транспортную доступность.
В Ростовской области есть места и потемнее – например, в районе Ремонтного, ближе к границе с Калмыкией. Но это весьма далеко – 400 км в одну сторону. А вот из близких к Ростову вариантов – Веселовский и Сальский районы.
– Насколько климат в Ростовской области подходит для астрономических наблюдений?
– Он не идеальный, но и не плохой. Если рассматривать весь год, лучшие условия для наблюдений обычно складываются во второй половине лета – в июле, августе и сентябре. Сентябрь формально считается осенним месяцем, но по климатическим особенностям для Ростова это, по сути, пятый месяц лета.
Фото: из личного архива Николая Демина
Апрель, май и июнь бывают разными: в одни годы они ясные и теплые, в другие – более пасмурные или прохладные. Октябрь тоже непредсказуем. С ноября по март чаще всего стоит пасмурная погода, и что-то пронаблюдать в этот период сложно.
Тем не менее стараемся проводить наблюдения даже зимой, потому что звездное небо, например, в январе сильно отличается от летнего – в это время видны совсем другие созвездия и объекты.
– Сколько времени обычно занимает ваш выезд?
– Чаще всего выезжаем на одну ночь. Летом, особенно в июле и августе, если стоит хорошая погода, установился обширный антициклон и наступило новолуние, можем остаться на три-четыре ночи – разбиваем палатки и наблюдаем вдали от городской засветки.
Такие наблюдения сильно зависят от фаз Луны. Если проводить их вблизи полнолуния, лунная засветка будет не лучше городской, и мы почти ничего не увидим, куда бы ни поехали. Поэтому выезды всегда стараемся планировать либо на новолуние, либо за несколько дней до или после него.
– Можете рассказать о самом запоминающемся выезде? Что удалось запечатлеть?
– Он был 10 мая 2024 года. Мы с напарником взяли большой телескоп – 400-миллиметровый «Добсон» – и выехали в поля близ поселка Новоярки в Сальском районе.
Изначально мы планировали наблюдать галактики весеннего неба – в созвездиях Льва, Волос Вероники и Большой Медведицы. Апрель и май – лучшее время для их изучения.
Но в ту ночь с заката до рассвета на небе сияло полярное сияние – удивительное и необычное явление для Ростовской области! Это помешало нашей основной программе, но мы нисколько не разочаровались – ведь нам посчастливилось пронаблюдать такое уникальное явление в самых лучших условиях, которые вообще могут быть.
Фото: из личного архива Николая Демина
– Какие астрономические явления, объекты чаще всего доступны для наблюдения в нашем регионе?
– Это зависит от интересов любителя астрономии. Визуальные наблюдения условно можно разделить на два основных вида – наблюдения объектов дальнего космоса и наблюдения планетного характера.
Если говорить о планетах, Луне или Солнце, то для их наблюдения не требуется выезжать за город. Достаточно небольшого по апертуре, но качественного телескопа. Засветка не влияет на видимость этих объектов.
Другое дело – объекты дальнего космоса: галактики, туманности, шаровые и рассеянные звездные скопления. Для их наблюдения нужен телескоп с большой апертурой, чтобы собрать как можно больше света. Кроме того, придется уехать подальше от городской засветки.
Что касается интересных астрономических явлений, то они нерегулярны. Бывают очень насыщенные годы, например 2012-й, который был буквально забит яркими событиями. А бывают периоды, когда почти ничего не происходит: за целый год можно увидеть разве что пару метеорных потоков. В этом плане природа к нашему календарю никак не привязывается. Это случайный процесс, и никакой логики, в общем-то, тут нет.
– Каким ожидается 2025 год?
– Достаточно рядовым. В сентябре будет интересное лунное затмение (7 сентября), которое будет видно в Ростове. Также будут два ярких метеорных потока: Персеиды в августе и Геминиды в декабре. Каких-то сверхредких явлений не ожидается.
Некоторые события сложно предсказать заранее, например яркие кометы. В прошлом году комета Цзыцзиньшань – ATLAS оказалась гораздо ярче, чем ожидали, и ее можно было увидеть невооруженным глазом.
– Подходит ли Ростовская область для астротуризма? Насколько развито любительское астрономическое сообщество в регионе?
– Это не тот регион, куда астротуристы массово едут из других областей. Обычно любители астрономии выбирают места с более подходящими условиями, например горные районы Кавказа. Там условия хорошие, высота над уровнем моря достаточно большая, и при этом много ясных ночей. Особенно в период с апреля по октябрь.
Если говорить о развитии любительской астрономии в Ростовской области, то она здесь достаточно развита. Только в Ростове около сотни активных любителей астрономии – это немало. Они регулярно наблюдают, выезжают на совместные наблюдения и проводят мероприятия.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Кроме того, в регионе есть пять обсерваторий: одна культурно-просветительская в парке им. М. Горького и две научные, принадлежащие ЮФУ, – Учебная обсерватория в хуторе Недвиговка и Донская астрономическая обсерватория, где проходят лекции и семинары для студентов. Также на территории нашей области имеются как минимум две частные обсерватории – первая расположена в селе Летник Песчанокопского района, а вторая – в хуторе Кочеванчик Азовского района.
– Как вы оцениваете уровень астрономического образования в Ростове и в целом в России?
– Астрономия – весьма специфичная область знаний, и ожидать, что все поголовно станут астрономами, наверное, не стоит. Это экономически нецелесообразно и попросту невозможно. Тем не менее в Ростове есть кафедра физики космоса, физический факультет, так что, если человек интересуется этой наукой, у него есть все возможности для развития в этой сфере.
Правда, есть определенные перегибы в обществе, связанные с распространением лжеучений, той же астрологии или теории плоской Земли. Тут сложно что-то комментировать. Это уже вопрос не столько состояния науки в стране, сколько общего снижения критического мышления. Кроме того, например, 20 лет назад люди получали гораздо меньше информации, а сегодня ее поток огромен, и многим сложно в нем ориентироваться. Отсюда и вера во всякую ерунду.
– То есть ваше отношение к астрологии скорее отрицательное?
– Я не воинствующий, ко всем отношусь терпимо. Если человеку легче думать, что Венера ему покровительствует, – пусть. Лично я считаю астрологию лженаукой, не имеющей ничего общего с действительностью.
– Ваши ростовские однокурсники остались в науке или ушли в другие сферы?
– Судьбы сложились у всех по-разному. Многие выбрали IT, некоторые работают в образовании. Также немало однокурсников сейчас участвуют в специальной военной операции – в основном в роли связистов и радистов.
Повторюсь, астрономия – узкая и специфичная область, и вероятно, количество выпускников превышает потребности этой сферы в кадрах. Тем не менее физики и астрофизики – люди образованные и найдут себя в самых разных сферах деятельности.
– Что повлияло на выбор вашей профессии? Были ли люди или книги, которые сыграли ключевую роль?
– Сложно назвать кого-то конкретного. Интерес к звездному небу и космосу появился еще в раннем детстве – насколько помню, лет с четырех-пяти. Как только научился читать, сразу начал изучать книги о космосе, рассматривать иллюстрации. Позже захотелось и наблюдать. На десятый день рождения бабушка подарила мне полевой бинокль – с него все и началось. Потом, конечно, уже сам покупал телескопы и другое оборудование. Так что бабушка не столько пробудила мой интерес, сколько поддержала его.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
– Ваше увлечение началось сразу с энциклопедий или было место фантастике? Помните свою первую книгу? О чем она была?
– Сразу погрузился в научно-популярную литературу, фантастику как-то пропустил. Первую книгу точно не вспомню, но одна из ключевых – том «Астрономия» из серии «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+». Это 700-страничное издание со статьями известных ученых: Владимира Сурдина, Сергея Попова, Дмитрия Вибе. Прочел ее в семь-восемь лет, и она произвела на меня огромное впечатление, во многом определив дальнейший путь в астрономии.
Позже, ближе к пятнадцати годам, открыл для себя книгу «Астрономия: век XXI» под редакцией Владимира Сурдина – она стала отличным дополнением к «Аванте».
Еще мне очень нравилась и до сих пор нравится серия «Астрономия и астрофизика». Она состоит из четырех книг: «Небо и телескоп», «Солнечная система», «Звезды», «Галактики». Этот четырехтомник покрывает почти всю современную астрономию на достаточно высоком уровне.
– Для многих астрономия кажется романтичной профессией – наблюдать за звездами, изучать космос. Насколько этот образ соответствует реальности? В вашей работе больше рутины или творчества?
– Я заведую астрономической обсерваторией парка им. М. Горького, и моя работа в основном связана с образовательной и просветительской деятельностью. Мы проводим лекции, организуем наблюдения: дневные, вечерние, и помогаем людям – от трехлетних детей до 90-летних взрослых – сформировать актуальное представление о Вселенной и нашем месте в ней.
Если же говорить об астрономах, которые непосредственно занимаются наукой, то романтики в их работе, пожалуй, меньше, чем в просветительском процессе.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Многие представляют, будто астроном ночи напролет сидит у телескопа и наблюдает. Но этот образ устарел лет на 150. Уже с конца XIX века большую часть научных данных получают методом астрофотографии. Фотография – более объективный и совершенный способ запечатлеть реальность, нежели человеческий глаз. Светочувствительность у глаза гораздо ниже, чем у современных методов астрофотографии. Глаз не может долго накапливать световой поток, а фотография может выполняться с экспозицией в несколько часов.
Работа современного астронома чаще связана с обработкой полученных результатов. Телескоп зачастую автоматизированно от компьютера управляется, снимая заданные участки неба, собирая фотометрию.
И обработка данных порой ближе к информационным технологиям и математике, чем непосредственно к наблюдениям или астрономии.
– Какое оборудование вы бы посоветовали приобрести начинающему любителю астрономии?
– Я бы рекомендовал не вкладываться сразу в дорогостоящее оборудование. Начинающий любитель зачастую не до конца понимает, что именно ему нужно.
В качестве первого телескопа обычно рекомендую рефлектор Ньютона 114/900. Фирма, в общем-то, любая может быть – большинство таких моделей делают в Китае на одних и тех же заводах. Это доступный вариант (примерно 30–35 тыс. рублей) с нормальной апертурой (114 мм). Если не понравится, его можно легко продать.
Но если увлечет и человек разберется в пользовании первым телескопом, нюансах, то можно выбирать следующий или несколько. Как правило, у любителей астрономии, которые серьезно этим занимаются, несколько телескопов: один – для наблюдения за Солнцем, другой – для астрофотографии, третий – для визуальных наблюдений, четвертый – для походных.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
Важно понимать, что телескоп – это только начало трат. Чтобы полностью раскрыть его возможности, понадобятся дополнительные окуляры, фильтры (для планет, Солнца, туманностей) и другие аксессуары. Но все это лучше докупать постепенно, уже после освоения первого инструмента.
Минимальный бюджет для старта – 30–35 тыс. рублей за сам телескоп, плюс стоит заложить еще как минимум столько же на приобретение дополнительного оборудования.
– Какова ваша коллекция телескопов?
– В моей коллекции шесть телескопов: солнечный телескоп Coronado, апохромат 102 мм, «Ньютон» 200 мм F4 для астрофото на монтировке EQ6, «Добсон» 250 мм, «Добсон» 400 мм и так называемый умный телескоп Seestar S50. Вообще, мне трудно назвать весь этот инструментарий коллекцией – у каждого телескопа из списка свои задачи.
– Вы изучаете астрономию с раннего детства. Какие факты о космосе вас до сих пор впечатляют?
– Меня поражает, что во Вселенной существуют условия, совершенно недостижимые на Земле. Например, огромные температуры внутри звезд, которые у нас возможны разве что в эпицентре ядерного взрыва. Или экстремальная плотность нейтронных звезд, где кубический сантиметр вещества может весить миллионы тонн. А еще невероятно холодные объекты и мощнейшие магнитные поля, как у пульсаров.
Изучение астрономии, космоса расширяет наши представления о том, что вообще возможно в этом мире.
Фото: Никита Юдин / don24.ru / АО «Дон-медиа»
– Вам астрономия дала ответы на бытовые или философские вопросы?
– На какие-то – да, на какие-то – нет. Например, о смысле жизни или любви астрономия, конечно, не расскажет. Но если речь о понимании устройства мира – безусловно.
– Среди астрономов есть верующие?
– Думаю, их примерно столько же, сколько среди ученых других специальностей. Я не замечал какой-то особой закономерности. Это вопрос личного выбора – верить в высшие силы или нет. Одни и те же факты можно использовать и как аргумент в пользу существования Бога, и как доказательство его отсутствия – все зависит от воззрений.
– Вы верите в Бога или высшие силы?
– Нет. Мне довольно трудно в это поверить. Никого не осуждаю – это личное дело каждого.
– А как насчет жизни в космосе? Думаете, она существует?
– Мне кажется, что да. Во Вселенной – миллиарды галактик, а в каждой галактике – миллиарды звезд, у большинства из которых есть планеты. Утверждать, что среди всего этого многообразия жизнь зародилась только на Земле, кажется странным.
Но проблема кроется в возможности взаимодействия. Дело в расстояниях: ближайшие разумные цивилизации могут находиться от нас в 10 000 световых лет.