14.11.2025 15:28:58<
Законодательное Собрание Ростовской области сообщает, что в соответствии с частью 8 статьи 58 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Областным законом от 14 сентября 2011 года № 666-ЗС «О публичных слушаниях по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета» распоряжением Законодательного Собрания Ростовской области от 31 октября 2025 года № 225 были назначены публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».
Публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» состоялись 10 ноября 2025 года в 14:30 в конференц-зале Правительства Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112.
В публичных слушаниях приняли участие:
депутаты Законодательного Собрания Ростовской области,
заместители Губернатора Ростовской области,
члены Правительства Ростовской области,
руководители исполнительных органов Ростовской области,
представители Контрольно-счетной палаты Ростовской области,
члены Общественной палаты Ростовской области,
представители судебных, правоохранительных и правоприменительных органов,
руководители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти,
представители органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массовой информации.
В дистанционном видеоформате в публичных слушаниях приняли участие сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы от Ростовской области, представители законодательных органов Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.
Всего в публичных слушаниях приняли участие 293 человека.
Открывая мероприятие, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Ищенко подчеркнул, что закон о бюджете – это ключевой документ, определяющий перспективы развития региона. Он подготовлен в соответствии с обновленной Стратегией социально-экономического развития, представленной Губернатором Ростовской области Ю.Б. Слюсарем. Предложения по актуализации Стратегии предварительно прошли широкое обсуждение в муниципалитетах области, в отраслевых сообществах с участием экспертов, депутатского корпуса, представителей органов публичной власти.
Проект областного закона «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития Ростовской области на 2026–2028 годы, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2026–2028 годы.
Бюджетная политика на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, будет ориентирована на достижение национальных целей развития, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Основная цель на предстоящие годы – обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Налоговая политика Ростовской области на 2026–2028 годы ориентирована на развитие налогового потенциала, обеспечивающего бюджетную устойчивость.
Доходы областного бюджета на 2026 год предлагаются к первому чтению в общей сумме 339,9 млрд рублей. На 2027 год планируется 355,9 млрд рублей, на 2028 год – 363,1 млрд рублей.
Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозируются в 2026 году в объеме 286,8 млрд рублей, в 2027 году – 304,8 млрд рублей с ростом на 6,3% к уровню 2026 года, в 2028 году в объеме 320,7 млрд рублей с ростом на 5,2% к уровню 2027 года.
Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их приоритизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Расходы областного бюджета на 2026 год предлагаются к первому чтению в общей сумме 368,5 млрд рублей с увеличением к первому чтению 2025 года на 10,8%, на 2027 год – 357,4 млрд рублей, на 2028 год – 364,3 млрд рублей.
Проиндексированы социальные выплаты населению и стипендиальный фонд исходя из уровня инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2026–2028 годы с 1 января и с 1 сентября соответственно – на 4,0% ежегодно.
Инвестиционная составляющая бюджетной политики будет направлена на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной и муниципальной собственности с учетом разработки проектной документации и проектно-изыскательских работ, утвержденным в бюджетном цикле на 2025–2027 годы.
Всего на реализацию 23 государственных программ Ростовской области в 2026–2028 годах предусмотрено 971,5 млрд рублей или 89,2% от всех расходов областного бюджета.
Приоритетное место в бюджете занимают «социальные» государственные программы (развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальная поддержка и социальное обслуживание населения области, поддержка молодежи, обеспечение жильем льготных категорий граждан и их семей). На их реализацию в проекте областного бюджета на 2026–2028 годы предусмотрено 74,0% от всех ассигнований на реализацию государственных программ.
На реализацию национальных проектов на 2026–2028 годы предусмотрено 121,1 млрд рублей, из них в 2026 году – 38,1 млрд рублей.
К наиболее бюджетоёмким проектам, на реализацию которых предусмотрено более 90% общего объема расходов на все региональные проекты, относятся «Инфраструктура для жизни», «Семья», «Молодежь и дети» и «Продолжительная и активная жизнь».
В проекте областного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования по разделам:
«Общегосударственные вопросы» – в 2026 году – 19,6 млрд рублей, в 2027 году – 18,2 млрд рублей, в 2028 году – 28,0 млрд рублей,
«Национальная оборона» – в 2026 году – 171,0 млн рублей, в 2027 году – 176,2 млн рублей, в 2028 году – 182,2 млн рублей,
«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – по 2,3 млрд рублей ежегодно,
«Национальная экономика» – в 2026 году – 50,0 млрд рублей, в 2027 году – 56,0 млрд рублей, в 2028 году – 53,7 млрд рублей,
«Жилищно-коммунальное хозяйство» – в 2026 году – 24,5 млрд рублей, в 2027 году – 23,7 млрд рублей, в 2028 году – 20,1 млрд рублей,
«Охрана окружающей среды» – в 2026 году – 519,7 млн рублей, в 2027 году – 510,4 млн рублей, в 2028 году – 483,6 млн рублей,
«Образование» – в 2026 году – 97,5 млрд рублей, в 2027 году – 90,6 млрд рублей, в 2028 году – 86,7 млрд рублей,
«Культура, кинематография» – в 2026 году – 5,3 млрд рублей, в 2027 году – 4,7 млрд рублей, в 2028 году – 3,5 млрд рублей,
«Здравоохранение» – в 2026 году – 34,9 млрд рублей, в 2027 году – 33,0 млрд рублей, в 2028 году – 36,9 млрд рублей,
«Социальная политика» – в 2026 году – 103,0 млрд рублей, в 2027 году – 95,1 млрд рублей, в 2028 году – 98,8 млрд рублей,
«Физическая культура и спорт» – в 2026 году – 7,6 млрд рублей, в 2027 году – 6,0 млрд рублей, в 2028 году – 5,2 млрд рублей,
«Средства массовой информации» – в 2026 году – 398,9 млн рублей, в 2027 году – 399,4 млн рублей, в 2028 году – 398,9 млн рублей,
«Обслуживание государственного (муниципального) долга» – в 2026 году – 6,1 млрд рублей, в 2027 году – 12,7 млрд рублей, в 2028 году – 13,6 млрд рублей,
«Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» – в 2026 году – 16,4 млрд рублей, в 2027 году – 14,0 млрд рублей, в 2028 году – 14,5 млрд рублей.
Межбюджетные отношения в Ростовской области на предстоящую трехлетку ориентированы не только на содействие в обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджетов муниципальных образований, но и на развитие их доходной базы, а также расширение возможностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В этих целях муниципальным образованиям с 1 января 2026 года переданы нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, что по оценке обеспечит дополнительные поступления в местные бюджеты в 2026 году – 7,7 млрд рублей, в 2027 году – 8,5 млрд рублей, в 2028 году – 9,3 млрд рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам по 122 направлениям планируется на 2026 год в сумме 164,7 млрд рублей (44,7% всех расходов областного бюджета). На 2027 и 2028 годы межбюджетные трансферты предусматриваются соответственно в объемах 154,8 млрд рублей и 145,1 млрд рублей.
В целях реализации Областного закона от 1 августа 2019 года № 178-ЗС «Об инициативных проектах» и привлечения жителей к активному участию в определении приоритетных проектов зарезервированы бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов в 2026 – 2028 годах по 500,0 млн рублей ежегодно.
Дефицит областного бюджета предусмотрен к 1 чтению на 2026 год в объеме 28,6 млрд рублей, на 2027 год – 1,5 млрд рублей, на 2028 год – 1,2 млрд рублей.
Уровень долговой нагрузки областного бюджета соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Участники публичных слушаний РЕКОМЕНДОВАЛИ:
Законодательному Собранию Ростовской области рассмотреть проект областного закона «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» и принять в первом чтении.
Информация о результатах публичных слушаний








































