«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение

Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что в школах хотят ввести оценки за поведение. Для этого планируют разработать законопроект. По словам министра, оценки за поведение могут начать выставлять уже осенью 2025 года, пока в пробном режиме.

Журналист donnews.ru поговорил с учителями ростовской школы № 105 и узнал, могут ли оценки за поведение повлиять на дисциплину, есть ли необходимость в том, чтобы их вводить, и какие педагогические способы лучше всего помогают поддерживать порядок в классе.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Сергея Мелешкина

Сергей Мелешкин, учитель биологии и географии, заместитель директора

— Я думаю, что отметки за поведение нужны. Они существовали ещё в советской системе образования, которая считалась эталоном. Сейчас мы к ней возвращаемся. В некоторых дневниках до сих пор есть графа «поведение». Оценка за поведение может повлиять на дисциплину: дети будут обсуждать между собой, у кого 2, а у кого 5, и у них будет мотивация становиться лучше на фоне одноклассников.

Однако, по моему мнению, в этой истории есть неясные моменты. Как и кто будет оценивать поведение? Это ответственность классного руководителя или учителей-предметников? Будет ли эта отметка отражаться в электронном журнале, пойдёт ли она в аттестат? Но мой главный вопрос в том, по каким критериям будут оценивать поведение школьников. Это субъективная вещь: я могу сказать, что ребёнок недисциплинирован, и поставить ему три, а другой учитель — пять. Если оценки за поведение введут в сентябре, то стоит внести конкретику в законопроект.

Мой способ успокоить учеников — объяснить им, что хорошо, а что плохо, на жизненных примерах. Если они играют с карандашами или ручками и могут нанести себе травмы, я рассказываю им историю о том, как мальчик из-за этого остался без глаза. Иногда в этих историях я преувеличиваю, но с благими намереньями. После этого дети обычно делают выводы и меняют своё поведение. В случае более серьёзных нарушений говорю, что в Российской Федерации существуют законы, по которым за правонарушения несовершеннолетних привлекают их родителей. Делаю это в шуточной манере: мол, твой папа не будет думать о том, какой у него чудесный ребёнок, сидя за решёткой. Обычно мне удаётся донести до учеников то, что необходимо.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Натальи Жихаревой

Наталья Жихарева, учитель истории и обществознания

— У меня есть вопрос к формату оценок за поведение: они будут выставляться за каждый урок или в конце четверти, вместе с итоговыми отметками? По моему мнению, в первом случае это перегруз: и для учителя, который будет выставлять оценки всему классу каждый раз, и для ребёнка, не знающего, отвечать ему или сидеть ровно. Во втором — возвращение к советской системе образования, в которой поведение в конце четверти оценивалось как удовлетворительное, хорошее или примерное. Я думаю, этот вариант более приемлемый. Выставление отметок за поведение вместе с итоговыми оценками действительно способно немного повлиять на поведение учеников.

Однако, как мне кажется, дисциплина в большей степени зависит от учителя и от его опыта в преподавании. По моему мнению, ключевой момент тут в том, чтобы вести урок интересно, даже если тема скучная. Иногда прошу детей достать телефоны и найти информацию, которой нет в параграфе, потому что так им проще её усвоить.

Я думаю, что если школьникам давать достаточную нагрузку, у них не будет времени, чтобы отвлечься. Если информации на уроке даётся мало или она преподносится неинтересно, у учеников могут начаться проблемы с поведением. Так происходит потому, что им скучно.

Если ребёнок меня не слышит и не исправляется, я открываю электронный журнал и ставлю ему единицу — отметку, которую обычно не используют в преподавании. Здесь есть небольшая хитрость: оценку всегда можно исправить, подготовив дополнительный материал. Некоторые дети специально ведут себя шумно, чтобы получить кол и рассказать доклад на следующий день: если просто тянуть руку, то очередь может и не дойти, а так ученик получает гарантию ответа на уроке.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Елены Шишкиной

Елена Шишкина, учитель основ безопасности и защиты Родины

— Честно говоря, мне кажется, что оценки за поведение — это «ни о чём». Отличники всегда будут отличниками, а двоечники — двоечниками. Вряд ли ещё одна графа с отметками повлияет на что-то. Учеников водят к директору, но это по большей части бесполезно. Кто-то из детей понимает и исправляется, но на тех, кого мы видим на советах профилактики, уже вообще ничего не действует.

У меня есть свой способ поддержания дисциплины в классе. Если замечаю, что дети меня не слышат и не понимают, я просто включаю секундомер и задерживаю их на перемене настолько, насколько они задерживают меня на уроке. Мой класс уже к этому привык, и с ними этот способ работает безотказно: как только таймер включается, школьники успокаиваются.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Анастасии Назаровой

Анастасия Назарова, учитель русского языка и литературы

— Я думаю, что оценки за поведение действительно могут помочь наладить дисциплину в классе. Они должны идти в электронный журнал, потому что бумажные дневники сейчас мало кто из родителей смотрит. Детям дела нет до замечаний, которые там пишутся. Такая отметка станет способом донести до родителей, что ребёнок, который дома может быть золотцем, в школе совсем не такой. Сейчас мы не имеем право ставить оценки за поведение во время урока, только за знания, и не можем донести до родителей, что их ребёнок невоспитан.

По моему мнению, самый безотказный способ установить дисциплину в классе — это звонок родителю. Я говорю, что ребенок срывает урок. Обычно после этого школьники ведут себя по-другому.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Софьи Джашиашвили

Софья Джашиашвили, учитель английского и русского языков, литературы

— Мне кажется, что оценки по поведению не будут играть никакой роли в дисциплине. На детей даже отметки за предметы не влияют, и новая инициатива ни них тоже никак не повлияет. Это может быть эффективно только в одном случае: если оценки за поведение пойдут в аттестат. Если плохое поведение может испортить средний балл и поступление, его захочется исправить.

Я не так часто сталкиваюсь с нарушением дисциплины на уроке, но если замечаю, то не кричу на детей, просто строго на них смотрю. Ученики это чувствуют и замолкают. Я понимаю, что это дети и с ними нельзя быть жестокой. Если чьё-то поведение отличается, то я стараюсь поговорить с ребёнком и мягко объяснить это ему. Часто на это уходит много времени, но это эффективно.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Ольги Дегтярёвой

Ольга Дегтярёва, учитель математики

— Оценка за поведение ученикам непонятна, они не придают ей смысла, поэтому она не может ни на что влиять. Я думаю, что прежде чем вводить такой законопроект, нужно провести хорошую разъяснительную работу. По моему мнению, действовать нужно не точечно, а глобально. Ребёнок должен понимать, что за проступками следует наказание. У Маяковского было стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Так и в обществе нужно поддерживать хорошие действия и поступки, а не обесценивать их. Когда эта работа будет проделана, то у оценки за поведение появится вес, а сейчас выставлять её нет смысла.

Когда у меня в классе шумно, я просто замолкаю. Дети немного теряются и тоже успокаиваются.

«Бесполезны»: ростовские учителя рассказали, что думают про оценки за поведение Фото из личного архива Ирины Железняк

Ирина Железняк, педагог-психолог

— Я рассматриваю вопрос оценки за поведение с точки зрения мотивации учеников. Думаю, оценки не сделают учеников более дисциплинированными. Тут, скорее, обратная история: это нововведение может создать конфликт между учителями и учениками. Даже сейчас школьники спорят с преподавателем, когда получают замечания за поведение, а оценку просто будут отрицать. Нужно помнить, что не все родители понимающие, — некоторые из них могут прийти в школу и устроить скандал с преподавателем, дескать, поведение их ребёнка несправедливо оценивают. Я не думаю, что во введении этого закона есть смысл.

Мне кажется, лучший способ предотвратить неуместное поведение учеников — это заинтересовать их. Использовать в своей работе презентации, наглядные пособия, проводить интерактивные уроки. Самое главное — вести диалог с детьми, давать им высказаться. Если у учителей отсутствует коммуникация на уроке и детям просто читают параграф, то они устают и начинают развлекать себя сами.

Нужны четкие критерии оценивания

Учителя, которых опросил donnews.ru, по-разному смотрят на введение оценок за поведение в школах. Многие преподаватели не видят в них смысла, так как оценки не мотивируют школьников на изменение поведения. Но уж если закон будет принят, то преподаватели хотели бы увидеть в нём чёткие критерии: кто будет ответственен за выставление отметок, повлияют ли оценки на аттестат и как будет оцениваться поведение учеников.

Источник: www.donnews.ru

Это интересно

Топ

Лента новостей