В Ростове вопрос парковки во дворах уже давно стоит довольно остро — в вечернее и ночное время там буквально ни пройти ни проехать. Кто-то не хочет покупать машиноместо — дорого, кто-то не может — нет денег, другим не досталось — всё раскуплено. От переполненных дворов страдают те, кто потратился на покупку парковки, а также те, кто и вовсе не имеет личного авто. При этом спрос на покупку и аренду машиномест постоянно растёт, а сами они — в дефиците. Всё потому, что сегодня этот вид собственности становится одним из самых популярных объектов для инвестиций.
Эксперты отмечают рост спроса на покупку и аренду парковочных мест в Ростове
Как сообщили donnews.ru в «Авито Недвижимости», за год в Ростове количество предложений по продаже машиномест увеличилось на 11%. Предложений аренды за то же время стало больше на 38%. Интерес к покупке машиномест при этом вырос на 38% по сравнению с прошлым годом, а к аренде — на 42%.
Вырос спрос и на покупку машиномест в ипотеку. По данным «Домклик», продажи парковочных мест в многоквартирных домах Ростова с 2022 года выросли в 3 раза. Заместитель управляющего Ростовским отделением Сбербанка Антон Усачёв отметил, что за последние три года по ипотечным сделкам Сбера было продано 280 машиномест.
Глава компании «Титул» Евгений Сосницкий утверждает, что спрос на парковки был всегда, но зависит от сегмента рынка.
— В бизнес-классе, премиуме и лакшери всегда был острый дефицит парковок, и цены на них из-за этого всегда были высокими. Люди гонялись за парковками, потому что к такой квартире нужно 2-3 парковочных места. А их, к сожалению, до сих пор строят даже меньше, чем квартир. В эконом- и комфорт-классе ситуация другая — там всегда после сдачи домов остаётся очень большое количество непроданных мест. Знаю дома, которые сданы три-четыре года назад, и в них до сих пор продаются парковочные места.
Цена парковочного места в Ростове может исчисляться миллионами рублей
Руководитель категории коммерческой недвижимости на «Авито» Олег Изотов сообщил, что средняя стоимость машиноместа в Ростове в феврале 2025 года составила 1 366 000 рублей, или 85 890 рублей за квадратный метр. В Сбере пояснили, что цена разнится от района. Купить парковочное место в 13 квадратных метров в Октябрьском и Пролетарском районах можно минимум за 450-750 тысяч рублей, максимум — за 1,8 млн рублей. В центре Ростова — за Театральной площадью, в Кировском районе на Соколова и на Береговой — цена просторной парковки от 25 квадратных метров и более варьируется от 850 тысяч до 2,4 млн рублей.
По словам Евгения Сосницкого, сегодня в отдельных ЖК Ростова цена парковочных мест достигает 5,5–7 млн рублей за 15 квадратных метров. И это просто кусочек площади, даже не огороженный сеткой Рабица, а только ограниченный нарисованными линиями.
Парковки стали новым объектом инвестиций
Олег Изотов выразил мнение, что рост спроса на машиноместа тесно связан с обеспеченностью россиян автомобилями. Только в феврале 2025 года интерес к покупке новых автомобилей по России в целом вырос на 25% по сравнению с февралём 2024 года.
— Владельцам авто необходимы площади для стоянки, которые находились бы полностью в их распоряжении, поэтому всё больше автовладельцев задумываются над арендой или покупкой машиноместа, — отметил эксперт.
Евгений Сосницкий же связал наблюдаемый рост спроса на парковки с их инвестиционным потенциалом.
— Парковочное место — это самый доступный объект для «точечных» инвесторов. Раньше люди рассматривали для инвестиций квартиры, но сейчас однокомнатная стоит 4,5-5 млн, а машиноместо можно купить за 700-800 тысяч рублей, за 1-1,5 млн рублей, то есть за сумму, которая у многих есть на депозитах, либо её можно накопить. Поэтому за неимением возможности купить квартиру люди приобретают бетон в виде парковочных мест. Если ЖК класса премиум, то место легко продастся, если эконом или комфорт, то проще сдавать в аренду — спрос есть всегда. Люди охотно их арендуют, чтобы не бросать машину на улице, тем более сейчас строят ЖК с закрытыми территориями, где не так-то просто припарковать авто.
Цены на аренду всё время растут. По информации «Авито», арендовать машиноместо можно в среднем за 5 965 рублей в месяц. Евгений Сосницкий отмечает, что в ряде ЖК в этом году подняли стоимость аренды на 20% — с 15 до 18 тысяч рублей.
Власти Ростова не теряют надежды пересадить горожан на общественный транспорт
Очевидно, пока что жители Ростова стараются создать себе наиболее комфортные условия — обзавестись личным авто, а также, в идеале, машиноместом. Между тем власти всё ещё мечтают пересадить горожан на общественный транспорт. Такую задачу перед собой поставил новый глава Ростова Александр Скрябин. Для этого, по его словам, необходимо: расширить сеть выделенных полос для городского транспорта; внедрить динамическое расписание на маршрутах; настроить систему отслеживание автобусов; внедрить бесшовный тариф на проезд; обновить подвижной состав и прочее. Правда, конкретных решений он не предложил.
Впрочем, конкретные «решения» пока выглядят весьма странно. Рассмотрим их на примере Пролетарского района, где возводится, пожалуй, наибольшее количество новых ЖК. Кроме завершённого «Вересаево» тут строят «Сиреневый квартал», «Персону», «61 квартал», а также сразу несколько крупных ЖК на территории Нового Ростова на месте старого аэропорта. При этом здесь курсирует очень мало маршрутов — 63, 82 и 84. Последний — раз в 20 минут. Вместо того чтобы организовать новые маршруты с учётом всё прибывающего населения района, власти устроили «голосование» и просто продлили 84 маршрут. Стало ли более комфортно пользоваться общественным транспортом? Вряд ли. А значит, при наличии возможности ростовчане будут делать выбор в пользу покупки своего авто, даже не имея личного парковочного места.