Российские генетики раскрыли тайну древнего погребения на Дону

Российские генетики раскрыли тайну древнего погребения на Дону
Фото: ria.ru

МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Генетическое исследование погребения с некрополя Ростовского городища (вторая половина VI – начало VII века н. э.) подтвердило его связь с Великим переселением народов, установили ученые ЮФУ. Найденные ими азиатские корни в генах погребенного соответствуют общим историческим процессам эпохи, сообщила РИА Новости пресс-служба Минобрнауки.

Исследователи Южного федерального университета (ЮФУ) изучили погребение конца VI – начала VII вв. н. э., найденное на некрополе Ростовского городища, расположенного на территории современного города Ростова-на-Дону (район ул. Станиславского/Чехова).

По мнению ученых ЮФУ, захоронение может быть связано с мигрантами с Востока, конкретнее — с культурной группой типа Суханово. Она может быть связана с тюркоязычными кочевниками утигурами, господствовавшими в Подонье после победы над кутригурами, с середины VI в. до начала VII в. Об этом свидетельствуют отсутствие инвентаря (найдены только поясная гарнитура, обувные пряжки и следы деревянной миски), костяк коня рядом с погребенным, северная ориентировка, возможное использование савана, о чем можно судить по плотно прижатым рукам и ногам погребенного.

Российские генетики раскрыли тайну древнего погребения на Дону

Научная группа лаборатории "Идентификация объектов биологического происхождения" Академии биологии и биотехнологии ЮФУ: д.б.н., профессор Игорь Корниенко и к.б.н. Ольга Арамова

«"Согласно результатам генетического анализа, в митохондриальной ДНК погребенного была идентифицирована гаплогруппа D4q*, что указывает на его происхождение из Восточной и Юго-Восточной Азии, с возможными связями с современными народами Тибета и Киргизии. Это подтверждается и данными исследования аутосомной ДНК, которые показывают высокое сходство с современными популяциями Восточной Азии", — приводит пресс-служба Минобрнауки слова научного сотрудника лаборатории "Идентификация объектов биологического происхождения" Академии биологии и биотехнологии ЮФУ Ольги Арамовой.

Ученые установили, что у погребенного были темные кожа, глаза и волосы. Исследования химического состава предметов погребального инвентаря (в том числе покрытия на металлических деталях поясной гарнитуры) позволили выявить уникальные культурные особенности этого человека.

Российские генетики раскрыли тайну древнего погребения на Дону

Воссоздание облика погребенного при жизни

"Геральдическая гарнитура, покрытая золотой фольгой и выполненная из свинца, — уникальная находка для Ростовского городища. Свинец, использованный для изготовления части украшений, скорее всего, был более доступным и дешевым материалом, чем серебро. Это может свидетельствовать о том, что погребенный не принадлежал к высшему слою общества. Тем не менее наличие золотого покрытия на некоторых элементах украшений указывает на его достаточно высокий статус, что заставляет пересматривать привычные представления о социальных структурах того времени", — сообщил заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира ЮФУ Евгений Вдовченков.

В середине VI в. – начале VII в. тюрки-мигранты с Востока, включая утигуров, господствовали в степной зоне, отмечают исследователи. Они считают, что погребенный с Ростовского городища мог принадлежать к утигурам, но не утверждают этого на 100 процентов, учитывая ограниченное количество погребений этого времени и специфику археологических источников.

"Погребенный, скорее всего, не принадлежал к высшей элите, хотя и не был бедняком, поскольку традиции не предполагали захоронение обычного человека с лошадью в конском снаряжении, с оружием и ценной посудой. Деформация черепа погребенного свидетельствует о сохранении некоторых традиций, пришедших с сармато-аланского мира. Эти элементы указывают на преемственность между различными эпохами и культурами, которые существовали на территории Нижнего Дона", — рассказал Вдовченков.

Он пояснил, что еще в первые века нашей эры сарматы принесли с Востока традицию обвязывать череп младенцам так, чтобы он приобретал вытянутую форму. Так принято было делать в определенной, весьма благополучной группе: антропологические исследования показывают, что погребенные с деформированным черепом жили дольше, чем без деформации.

"Эта традиция встречается в поселениях в степной зоне, на меотских городищах и в Танаисе и связывают ее с присутствием сарматов. В эпоху Великого переселения народов кавказские аланы и сарматы распространили эту традицию, сделав ее престижной. Это может объяснить ее использование этим погребенным", — объяснил эксперт.

Комплексное междисциплинарное исследование ученых ЮФУ позволило не только уточнить миграционные потоки в эпоху раннего Средневековья, но и дало уникальные данные о смешении культур и этнических групп в период Великого переселения народов. По мнению авторов, оно внесет важный вклад в реконструкцию этногенетической истории Юга России и позволит более точно понять, как различные народности влияли на формирование населения региона.

"Это погребение очень ярко обрисовывает специфику эпохи Великого переселения народов, переходной между сарматской эпохой (II в. до н.э. – IV в. н.э.) и временем Хазарского каганата (вторая половина VII–X вв. н.э.). У нас не так много погребений с изделиями в геральдическом стиле, и то, что удалось провести его комплексное исследование с помощью археологов, генетиков и физиков, дало нам важную информацию о прошлом нашего региона", — подчеркнул Вдовченков.

Российские генетики раскрыли тайну древнего погребения на Дону

Д.и.н. Евгений Вдовченков

Сегодня ученые занимаются анализом поверхности костей, чтобы определить краску, использованную для савана. Первые результаты проекта опубликованы в научном журнале "Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья".

Источник: РИА Новости

Топ

Лента новостей