«Подземная» авиация займёт место в музее

«Подземная» авиация займёт место в музее

Символичное событие случилось в Самбеке: сюда, в музейный комплекс «Самбекские высоты» передали авиационный двигатель М-105, который называли «двигателем Победы».

«Подземная» авиация займёт место в музее

Данные моторы ставились на ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, Як-4, Ер-2 и Пе-2. За годы войны моторостроительные заводы изготовили более 75 000 экземпляров таких двигателей в разных их модификациях.

Эти моторы сыграли ключевую роль в разгроме авиации противника в период Великой Отечественной войны. Символичность в том, что ранее этот конкретно двигатель стоял на Пе-2, был «сердцем «Пешки». А Самбек — родина авиаконструктора Владимира Петлякова, который изобрёл этот самолет, самый массовый бомбардировщик в истории СССР.

Как и двигатель М-105, Пе-2 остаётся до сих пор одним из символов Победы.

ЦИТАТА

- По самолетам марки Пе-2 у нас есть разнообразные данные, - сообщил «Нашему времени» научный сотрудник музея «Самбекские высоты» Иван Заболоцкий. - Фактически есть витрина 6-ой гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, которая прорывала «Миус-фронт» и освобождала Таганрог. В том числе, есть информация по машине «Таганрогский пионер», как раз самолете П-2, построенном на деньги таганрогской молодёжи и переданном этому соединению весной 1944 года.

Судьба «Пешки», «сердце» которой ныне передается в Самбек, сложилась иначе.

В музее «Самбекские высоты» до настоящего момента было всего несколько предметов сопоставимой значимости, связанных с ВВС Красной Армии. Это лопасти бомбардировщика ДБ-3Ф 81-го дальнебомбардировочного полка, найденные неподалёку от монумента на Самбекских высотах поисковым объединением «Миус-фронт», и обломки Ил-2 807-го ШАП, которые идентифицировали и передали музею поисковики из «Южного рубежа» (Матеево-Курганский район). И вот новые событие - коллекция музея «Самбекские высоты» пополнилась по-настоящему ярким и ценным предметом с героической историей. Напомним, что сводный отряд «Донской» имени Анатолия Калинина работает, в основном, на территории Семикаракорского, Константиновского и Усть-Донецкого районов – в местах тяжёлых боёв июля 1942-го и января-февраля 1943-го годов. Руководитель отряда Вячеслав Градобоев – один из самых известных и авторитетных на Дону поисковиков, краевед, автор ряда книг и десятков статей на историческую тематику. Поисковым отрядом «Донской» подняты и с почестями захоронены останки сотен бойцов и командиров Красной Армии, установлены десятки памятников и мемориальных досок воинам Великой Отечественной.

Поисковиками проверялась информация о сбитом в районе хутора Кузнецовка Семикаракорского района советском бомбардировщике Пе-2. По воспоминаниям местного жителя, здесь наш самолёт был перехвачен парой немецких истребителей. Местные ребята видели, что до последнего отстреливавшийся из пулемёта стрелок, покинул гибнущую машину, но парашют у него не раскрылся. Разыскать его тело в густых зарослях камыша тогда не удалось. Только спустя полгода на останки лётчика в комбинезоне случайно наткнулась местная жительница, нарезавшая сухой камыш для растопки. Неизвестного лётчика похоронили там же, в хуторе Кузнецовка.

В местах боёв лета 1942-го, в те времена залитых водой, заболоченных, теперь солончак. С трудом, но поисковикам удалось различить десятиметровую воронку, вокруг которой на полсотни метров разбросало мелкие обломки фюзеляжа. Основные находки пошли на глубине 5-6 м: оба двигателя, карбюраторы, магнето, масляный насос, обломки радиаторов, стойки шасси, колесо и много мелких деталей и фрагментов. Номера на деталях двигателей дали возможность установить, какому полку принадлежала данная машина, когда она погибла и кто был в составе её экипажа в последнем вылете.

22 июля 1942-го шестёрке Пе-2 366-го бомбардировочного авиаполка, уже более полугода воевавшего в Приазовье и на Дону, была поставлена задача нанести удар по подходящим к станице Константиновской войскам противника. При пересечении линии фронта группа была обстреляна довольно точным огнём своей же зенитной артиллерии, а потом подверглась атаке пары вражеских истребителей. Подбитая «пешка» ведущего группы майора Бардеева смогла совершить вынужденную посадку в поле. А машина лейтенанта Скирты горящая рухнула и взорвалась. Пилот лейтенант Скирта и штурман младший лейтенант Козельский спаслись на парашютах из горящей машины.

Григорий Григорьевич Скирта погибнет 9 января 1943 года в разведывательном вылете между Пятигорском и Минеральными Водами. А Сергей Степанович Козельский в вылете 22 июля обгорел – получил ожоги II-III степени лица и рук. После лечения и краткосрочного отпуска вернулся в свой полк. Участвовал в обороне и освобождении Северного Кавказа, Приазовья, Крыма. После освобождения Белоруссии войну завершил в Восточной Пруссии. Продолжил службу в Военно-воздушных силах до 1959 года, в запас ушёл гвардии майором.

Подробности гибели стрелка-радиста старшины Евсея Александровича Шкляева долгие годы оставались неизвестны. Он был кадровым военным авиатором. Службу начал ещё в 1937 году. Участвовал в Финской войне, был награждён в 1940-м медалью «За отвагу». Начало Великой Отечественной встретил в составе 366-го СБАП на Кавказе. Участвовал во вводе советских войск в Иран. С октября 1941-го, базируясь на Кубани, их полк наносил удары по немецким войскам на ростовском направлении. За бои под Ростовом Е.А. Шкляев награждён орденом Красной Звезды (ему засчитан лично сбитым один вражеский истребитель и ещё один – в составе звена). Получилось так, что его имя появилось на двух воинских захоронениях: в хуторе Кузнецовка, где он изначально был похоронен как неизвестный советский лётчик, и в Константиновске, где его имя было увековечено на захоронении советских воинов, освобождавших эту землю.

Но на этом поисковая история не завершилась. Оперативная сводка авиадивизии, потерявшей 22 июля «пешки» майора Бардеева и лейтенанта Скирты, довольно уверенно отмечает, что ответным огнём наших стрелков был сбит один из атаковавших их вражеских истребителей. Причём документ достаточно точно локализует место падения «немца». Поисковики решили найти и участника этого воздушного боя со стороны противника. Помогли сохранившиеся немецкие разведывательные фотоснимки того периода. Воронка от падения «мессера» обнаружилась на территории хутора Вислый в 16 км от места гибели Пе-2 лейтенанта Скирты. Ныне там располагается частное домовладение. Хозяин дал разрешение поисковикам на работы. И с глубины 2-3 м были подняты двигатель «Даймлер-Бенц» DB-601N, винт, редуктор, кабина, большая часть фюзеляжа и крыльев. Обнаруженный на нескольких деталях серийный номер самолёта – 10209 – позволил подтвердить принадлежность находки к 22 июля 1942 года. По немецким документам Мессершмитт Bf-109 F-4, принадлежавший II группе 3-й истребительной эскадры «Удет» и пилотируемый оберфельдфебелем Эрнстом Пёске, сбит в этом районе в воздушном бою. Довольно опытный лётчик с 14 победами погиб.

- Есть предварительная договорённость о том, что представители межрайонного отряда передадут нашему музею и двигатель от немецкого самолета, - сообщил Иван Заболоцкий.-.Планируем поехать за ним на следующей неделе. Получим также ряд других фрагментов, найденных в местах падения Пе-2 и этого "Мессершмитта".

«Сердце» Пе-2, уже переданное музею, наверняка станет одним из наиболее интересных предметов в экспозиции и на выставках в «Самбекских высотах».

- Искренне благодарим Вячеслава Градобоева, Максима Дулю, Александра Жилебовского и всех поисковиков отряда «Донской» за передачу нашему музею столь ценного предмета, сохранившего в себе страницу истории тяжёлых боёв на Дону лета 1942-го года, - поблагодарил следопытов Иван Заболоцкий…

Фото предоставлены поисковым отрядом «Донской»

Из публикаций по теме:

https://www.nvgazeta.ru/news/12389/632770/

https://www.nvgazeta.ru/news/14488/606144/

https://www.nvgazeta.ru/news/12389/600957/

https://www.nvgazeta.ru/news/12389/583137/

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей