Горькая судьба доходного дома, чей статус мешает его же спасению. Дом на улице Ленина в городе Шахты неожиданно вспомнил о своем прошлом — оказалось, что он уже три десятилетия значится объектом культурного наследия. Для жильцов исчезла возможность что-либо ремонтировать без риска получить штраф. Как застряли люди между разрушающимися стенами и стремительно возникшим статусом — расскажет Елизавета Праздничная.
Деревянная подпорка, как атлант на своих плечах, держит потолок старого двухэтажного дома. А от ветра из сквозных трещин жильцов спасает монтажная пена.
Дмитрий Неволин, житель дома: «Мы видим просто подпорку, которая уже от нагрузки прогнулась, продавила подоконник. Если это упадёт, здесь у меня родственники на данный момент находятся с ребёнком. Я просто переживаю сильно за их жизнь».
Это центр города Шахты. Улица Ленина, 120. И, как оказалось, с 1994-го года памятник культурного наследия — «Доходный дом». Но об этом жители узнали только два года назад, когда Анастасия и Валерий Шкоркины исполнили свою мечту — купили здесь квартиру на первом этаже. Высокие потолки, большие окна, камин. Приступили к ремонту и обратились в администрацию, чтобы вместе с городом спасти аварийную часть стены. И вдруг, как гром среди ясного неба — у здания статус культурного наследия. Если продолжать работы, то придётся выплатить внушительный штраф. И вот уже полтора года квартира больше похожа на «заброшку».
Валерий Шкоркин, житель дома: «Сквозная трещина и вся вот эта сырость. Поэтому и сгнили все гвозди, обрушился, тут стояла дранка, она сгнила от того, что сырость. Теперь мы в тупике, я просто не знаю, что дальше делать».
Хотя ситуация очень неоднозначная. Статус якобы присвоен с 94 года. На руках у жильцов документы о законных перепланировках с начала двухтысячных. В 21-ом году — капремонт кровли и электрики. Уже в 2024-ом запланированного ремонта газового оборудования жильцы уже не дождались из-за статуса. А в начале этого года, как по иронии судьбы, истёк срок действия договора с управляющей компанией. И теперь владельцы квартир на Ленина, 120 вовсе не знают, к кому обращаться.
Георгий Гнилорыбов, врио руководителя управляющей компании: «Любая управляющая компания, какая бы она ни была, придя на этот дом, маловероятно, что сможет какие-то достаточно существенные меры принять в рамках своей компетенции для того, чтобы ситуацию по дому поправить. Потому что факт, что он является объектом культурного наследия, текущие ремонтные работы мы просто не имеем права проводить».
По закону, на объекте культурного наследия ремонт может выполнять только лицензированная организация. Жители обратились в администрацию. Там о том, что в центре города стоит двухэтажный «памятник культуры», тоже не знали.
Оксана Железнякова, заместитель директора департамента городского хозяйства г. Шахты: «Были направлены обращения в фонд капитального ремонта, в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства о рассмотрении возможности выделения денежных средств на документацию, на оформление документации. В настоящее время нам отказано в связи с тем, что квартиры все находятся в собственности граждан».
Единственное решение в таком случае, говорят чиновники, — владельцы квартир за свой счёт делают всю необходимую документацию и вновь обращаются за финансированием в МинЖКХ. Но для этого 8 квартир, в которых проживают пенсионеры, инвалиды и семьи с детьми, должны собрать немалую сумму.
Анастасия Шкоркина, жительница дома: «Сметно-проектная документация только стоит 6,5 миллионов. Это не считая работ, которые будут специализированными организациями проводиться. И мы находимся в таком положении, что в финансировании нам отказали — муниципальных квартир нет. На аварийность мы не идём, потому что его не признаешь аварийным».
Региональное отделение общества охраны памятников истории и культуры считает, что статус дому присвоили необоснованно. Ведь единственный подтверждающий это документ жители получили только в этом году без предупреждений и прозрачной процедуры принятия.
Александр Кожин, председатель совета Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Это грубое нарушение, понимаете? Должно быть обоснование». «Принятие домов, чтобы это был статус объекта культурного наследия, — это процедура. Это сбор необходимых справок, это заседание рабочей группы».
Жильцы собирают заявления на имя замгубернатора области Андрея Фатеева. Люди продолжат бороться за право отремонтировать и жить в своём доме.









































