25-е заседание Законодательного собрания Ростовской области отличалось удивительным единодушием депутатов при голосовании, хотя вопросы обсуждались крайне сложные.

Бюджет в первом приближении
Закон об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027-2028 годов прошел первое чтение. Когда такое было, чтобы непримиримая фракция коммунистов – и не возмущалась бюджетом? И на этот раз глава фракции Алексей Мисан с критикой выступил. Чем-то это напоминало знаменитый постулат: «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Неодобрительно отозвался он о том, что есть сокращения по важным статьям расходов, не принят до сих пор закон о поддержке детей войны, меньше денег на дороги. Попросил губернатора о дополнительной дотации местным бюджетам на частичную компенсацию затрат на оплату труда…Председатель ЗС Александр Ищенко парировал все доводы Алексея Мисана очень простым предложением:
– Согласимся на все, если вы найдете источник дополнительного дохода…
Дано поручение – ко второму чтению законопроекта представить в рабочую группу предложения по увеличению доходной части бюджета и источникам этого увеличения.
К первому чтению стали ясны основные направления и приоритеты бюджета. На две трети он социально ориентирован. Главные задачи – поддержка семей с детьми, участников СВО и членов их семей, стабильность работы бюджетной сферы. Далее следует здравоохранение, образование, социальное обеспечение.
45% всех расходов бюджета будут реализовываться в муниципалитетах. О точных цифрах и объемах говорить пока преждевременно – определенность должна наступить к 11 декабря, когда предполагается рассматривать областной бюджет в его окончательной редакции.
Налоги и ставки
Целый блок законопроектов касался изменений в налоговой сфере. И здесь многие позиции завязаны на те поправки, которые внесены в Налоговый кодекс. На момент подготовки областного законопроекта, представленного на заседании,федеральные поправки еще не были приняты в окончательной редакции. Поэтому и областной вариант закона пока приняли в первом чтении.Готовился он напряженно, правительство обсуждало детали со всем деловым сообществом, с ТПП, «Опорой России», институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Задача перед авторами законопроекта стояла сложная: с одной стороны, привести налоговую систему в соответствие с федеральными нововведениями и сегодняшней ситуацией в экономике, а с другой – не задушить налогами бизнес и обычных граждан. Вопрос справедливого перераспределения налогового бремени однозначного ответа не имеет, поэтому споров было достаточно много. Ко второму чтению консенсус надеются найти.
Сколько стоит патент
Были вопросы и по законопроекту, касающемуся установления стоимости патента для иностранных граждан. Первый заместитель губернатора области Алексей Господарев доложил депутатам полную раскладку по регионам. В Ростовской области стоимость патента – одна из самых низких в стране, а вот число патентов, приобретаемых иностранцами, быстро растет.Не вызовет ли рост стоимости патента отток иностранцев с предприятий и уход их на вольные хлеба? Может, сделать разную стоимость патента для тех, кто работает на предприятии, и для тех, кто уходит в частный сектор? Этот вопрос депутата Адама Батажева губернатор предложил рассмотреть позднее, по ходу дела. Юрий Слюсарь считает, что совсем другие проблемы, а не стоимость патента влияют на привлечение на предприятия иностранной рабочей силы. Тут проблему нужно рассматривать вместе с миграционными службами и силовиками…
Закон, регулирующий стоимость патента, депутаты приняли единогласно.
Впервые за 17 лет…
Так же дружно они проголосовали и за корректировку ставок транспортного налога, хотя повышение налога – дело весьма непопулярное. Между тем, повысить размеры налоговых ставок настоятельно и давно предлагали муниципалитеты. Транспортный налог не менялся у нас уже 17 лет. А фактические траты на ремонт и содержание дорог за это время выросли в разы. Стоимость стройматериалов почти утроилась. А вот денег в дорожных фондах муниципалитетов на оплату и покупку всего этого нет, ведь фонды формируются в основном за счет транспортного налога.Ближайшие соседи – краснодарцы давно уже установили ставки выше, чем у нас. Наши депутаты, повышая ставки, все равно не довели их до максимально возможного размера. И предусмотрели их поэтапное введение – с 1 января 2026 года и с 1 января 2027 года. Для рядовых автомобилистов увеличение составит где-то около 300-400 рублей, где-то – около 1000, в зависимости от мощности двигателя.
При этом полностью сохраняются все ранее установленные льготы по транспортному налогу. Со следующего года единый подход будет применяться к льготам для инвалидов. Их всех освободят от уплаты транспортного налога на мотоциклы, мотороллеры или легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.
Депутаты и тут проголосовали единогласно: закон принят.
Из интересного еще стоит отметить то, что в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования впервые заложены средства на внедрение телемедицинских консультаций и дистанционный мониторинг здоровья. По идее, это должно повысить доступность качественной медицины даже для тех, кто живет далеко от крупных городов. Что ж, время покажет.
Фото с сайта donland.ru









































