Налоговая реформа: к чему готовиться?

Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект о налоговой реформе 2026 Сейчас на уровне комитетов Госдумы, правительства и администрации Президента идет активное обсуждение поправок и изменений, которые предполагается внести в законопроект ко второму чтению. Оно назначено ориентировочно на 18 ноября.

Налоговая реформа: к чему готовиться?Чего ждать от реформы малому и среднему бизнесу, сферы чьих интересов она затронет и какие меры могут помочь выжить в эпоху перемен, мы обсудили с вице-президентом Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светланой Абдулазизовой.


– Светлана Леонидовна,положения, содержащиеся в законопроекте, серьезно изменяют условия существования большого количества предприятий и их работников. Чем вызвана необходимость настолько масштабного изменения системы?

– Все понимают, что в тех условиях, в которых мы живем последние 3 года, бюджет нуждается в средствах, поэтому реформа системы налогообложения была вполне ожидаема. Вместе с тем, рано говорить о том, как в конечном счете будут выглядеть ее положения. Пока в нашем распоряжении есть пакет законопроектов с нормами, которые именно сейчас обсуждаются. Все крупные сообщества предпринимателей России направили в Государственную Думу, совет Федерации и правительство РФ свои предложения к законопроекту, свое видение предстоящей реформы. Будем надеяться, что эти предложения будут рассмотрены и учтены.

В любом случае предпринимателям уже сейчас нужно внимательно анализировать положение дел в своем бизнесе и просчитывать изменения, которые неизбежно придется в него вносить. Законопроект, который прошел первое чтение, содержит достаточно жесткие нормы. В частности, резко снижается лимит по доходам для плательщиков НДС, сразу в шесть раз – с 60 до 10 миллионов рублей. Стоит учитывать, что плательщики УСН могут применять пониженную ставку НДС с общего объема выручки – 5% для тех, кто работает на упрощенке с доходами до 250 миллионов. Причем, если предприниматель выбрал пониженную ставку, то он должен понимать, две вещи. Во-первых,нельзя уменьшить размер налога на входной НДС. Во-вторых, предприниматель не сможет в течении 3-х лет ее поменять на общую ставку вычетами по НДС.

– Меняется и ставка НДС?

– Да. Общая ставка будет 22%. Все, кто работает на упрощенке, если их выручка превысит 10 миллионов за 2025 год, скорее всего, будут выбирать пониженную ставку 5%. Нужно учитывать еще одну сложность работы с НДС – налог не так просто рассчитать. Предпринимателям нужно будет привлекать дополнительно специалистов, чтобы все это считали, либо самому изыскивать какие-то внутренние резервы для увеличения объема работы с документами. Серьезно меняется и применение патентной системы налогообложения. То есть по положениям, содержащимся в законопроекте, все маленькие магазинчики, мастерские, кафешки, если их выручка за 2025 год превысит 10 миллионов рублей, не будут иметь право работать по патенту. А стационарную торговлю вообще вывели из поля применения патентной системы налогообложения.

– Но это серьезно ударит по самому малому бизнесу.

– Вот поэтому, чтобы как-то смягчить переход к новой системе, бизнес-объединения и внесли свои предложения в Думу и правительство.

Предложения затрагивают, в частности, предельный размер дохода для плательщиков упрощенной системы налогообложения в целях уплаты НДС. Переход предполагается смягчить, не уменьшать его резко в шесть раз, а сделать это плавно, растянув на нескольких лет. Причем при обсуждении вариантов речь идет не только об увеличении доходной базы бюджета, но и о борьбе с теневым сектором экономики.

Необходимо дать предпринимателям адаптироваться к новой системе. Особенно тем, которые с 2026 года впервые станут плательщиками НДС.Например, может быть предусмотрен мораторий на год на применение штрафов за непредставление в срок налоговой декларации или дать возможность исправить ошибки в расчетах НДС без фискальных последствий.

– Сейчас очень бурно идет обсуждение тех изменений, которые нас ждут в январе 2026 года. Предположения – самые мрачные...

– Нельзя основываться в своих рассуждениях на том, чего нет. Мы пока не можем судить о нормах, закона еще нет. Конечно, просчитывать перспективу нужно с учетом возможности самых жестких нормативов. Но лучше все-таки дождаться окончательного решения. Уже понятно, что отдельные положения законопроекта будут смягчены. В любом случае нужно ориентироваться на проверенную информацию из надежных источников. Ищите первоисточники! Если трудно самим разобраться (а это действительно трудно!), идите за консультацией к тем, кому доверяете, не полагайтесь на слухи.

P.S.: Комитет по бюджету и налогам Госдумы предложил значительные поправки, которые должны быть учтены ко второму чтению законопроекта.

Комитет предлагает:

? Поэтапно перейти на новые лимиты доходов для УСН и ПСН.

? Расширить перечень расходов для УСН, учитывая увеличение порогового значения доходов до 450 млн руб. и доступность режима для более крупных компаний.

? Доработать норму, которая запрещает упрощенцам менять пониженную ставку НДС (5% или 7%) в течение трех лет. Комитет считает, что у бизнеса должна быть возможность свободно переходить между режимами и выбирать систему с вычетами по НДС.

? Продлить мораторий на штрафы для упрощенцев, впервые ставших плательщиками НДС, если они допустили первое нарушение по этому налогу.

? Сохранить ПСН для розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах.

? Оставить пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП в отношении социально-значимых сфер деятельности бизнеса (образование, ЖКХ и другие), оказывающего услуги населению. Сейчас законопроектом предусмотрено, что пониженный тариф будет доступен только для субъектов МСП, ведущих деятельность в приоритетных отраслях.

? Продлить временные меры налоговой поддержки, срок действия которых истекает в 2025 году.

Источник: НВ газета

Топ

Лента новостей