Война и мода – странное словосочетание. Казалось бы, в годы войны нет и не может быть никакой моды. Но она была! И создавать ее помогало… кино.
Журналы мод
Начиная с 1932 года, в СССР выпускались модные журналы тиражом около 120 тысяч экземпляров, их можно было купить или посмотреть в библиотеке. Кроме того, с 1936 года начал выходить первый советский журнал мод не с рисунками, а с фотографиями советских манекенщиц, а в 1938 году совместными усилиями Союзрекламторга и Союзтекстильшвейторга тиражом 5000 экземпляров были выпущены черно-белые фотографии и рисунки модной одежды Лондона, Парижа, Вены и Нью-Йорка. После войны издание таких журналов было возобновлено, но первоначально они были тонкими и одноцветными. В 1950-60-х гг. это были журналы с нарисованными моделями, причём, изображение одежды в журналах мод, которые выпускал Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту, отличались высоким качеством передачи формы, фактуры и цвета. Их рисовали профессиональные художники-модельеры с натуры. Т.е. сначала придумывалась коллекция, отшивалась и только потом – отрисовывалась для журнала. Позже в журналах помещались отдельные фото готовых моделей одежды на фигурах манекенщиц. С конца 1980-х в помощь тем, кто интересовался модой, были иллюстрированные журналы с профессиональными фотосессиями коллекций ведущих брендов.
Фасон «как у Любочки»
Кроме модных журналов во времена поздних 1930-х и 1940-х для советских женщин важнейшим источником модных новинок был несомненно кинематограф. Известно, что некоторые дамы ходили на один и тот же фильм несколько раз, чтобы в темноте зрительного зала перерисовать фасон понравившегося платья или ансамбля. Те модели, что видели в фильмах, они заказывали в ателье, просили мастериц: «Сшейте как у Любочки» (Любови Орловой) или Лидочки (Лидочки Смировой).
Любовь Орлова, фрагменты фильмов
40-е годы были тяжелыми для страны. В эти годы было не до моды. Но, несмотря на это, в 1944 году открывается Московский Дом моделей, а в 1945 году была восстановлена работа Ленинградского дома моделей.
Вторая мировая война оказала на моду не меньшее влияние, чем Первая мировая, изменила и политическую карту Европы, и послевоенное мировое устройство, и образ жизни. Впервые женщины не только работали в тылу наравне с мужчинами: трудились на военных заводах, рыли окопы, гасили зажигательные бомбы, разбирали завалы, отбывали трудовую повинность, но и воевали на фронте. Это все не могло не отразится на костюме. Мужчины и женщины надели военную униформу.
Еще до начала войны в Европе нарастали милитаристские настроения. Актуальный на протяжении всех тридцатых годов акцент на широкие плечи теперь стал комбинироваться с узкими юбками. Вместе такое сочетание напоминало униформу и фигуру военных. Дополняли такие пиджаки лацканы, манжеты и накладные карманы.
Модным в те годы был магический образ хрупкой платиновой блондинки, который культивировался западным кинематографом – Марлен Дитрих, Джин Харлоу, Кэрол Ломбард
Кадр из к/ф "Сердца четырех" и Валентина Серова
Звезды и светлое будущее
В советском культурном пространстве блондин (блондинка) оказались не просто «красивыми» на тот момент, но и частью концепции Светлого Будущего: например, фильмы режиссёра Г. Александрова «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна» и другие, в которых снималась самая яркая советская звезда Любовь Орлова. Она была синтетической актрисой – в кадре артистка сама пела, танцевала и даже выполняла акробатические трюки. Любовь Петровна создала на экране образ новой советской женщины, которая с полной отдачей может трудиться на производстве и науке, работать в тылу в военное время и при этом оставаться милой и женственной.В нашем кино 30-х и 40-х появилась целая плеяда звёзд: Валентина Серова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Людмила Смирнова и другие талантливые советские актрисы. Они были чем-то похожи, и в то же время очень разные, что нашло отражение в сыгранных ими ролях.
Людмила Целиковская
Валентина Серова в 1940-х играла главные роли в фильмах «Девушка с характером», «Жди меня», «Сердца четырёх», «Весенний поток». Роли были разноплановые, характерные и реалистические.
Людмиле Целиковской хорошо удавались и образы милых, молодых, веселых девушек в таких фильмах, как «Антон Иванович сердится», «Сердца четырех», «Воздуш ный извозчик», и более серьезные образы – «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Повесть о настоящем человеке» и др.
Марина Ладынина и ее роли
Своей талантливой игрой легендарная Марина Ладынина запомнилась зрителям в фильмах 40-х: «Любимая девушка» «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской» и многих других. Ей были подвластны роли как простых советских женщин, так и более интеллигентных и утонченных.
Лидия Николаевна Смирнова – актриса нескольких поколений. Её помнят и зрители конца 1930-х годов, её знают и сегодняшние любители кино. В 1940-е много и плодотворно снимается в фильмах «Моя любовь», «Случай в вулкане», «Два друга», «Парень из на шего города», «Она защищает Родину», «Родные берега», «Морской батальон», «Новый дом», «Донецкие шахтёры».
Лидия Смирнова
Мода и киновдохновение
В последние 20 лет во всем мире кинематографисты обращаются к истории человечества между двумя мировыми войнами. Для нашей страны, победившей фашизм, такое обращение является закономерным. Уходят ветераны, ушли великие кинозвёзды, но остались их фильмы, мемуары, книги. Это ценное наследие для нашего молодого поколения. Поэтому выпускаются ремейки некоторых фильмов или снимаются новые.Для создания достоверной атмосферы современные художники, постановщики, модельеры обращаются к кино военных лет для разработки костюмов в кинофильмах, рассказывающих о тех годах.
Интерес к истории и культуре влияет, в свою очередь, на создание модных образов в наиболее модной ретро-сти листике. Удачным примером можно считать коллекцию «Неж ная сила», представленную фабрикой «Елецкие кружева» на последней Московской неделе моды.
Надеемся, что после этого кому-то захочется пересмотреть старое черно-белое кино. Оно того стоит.
Лариса Климова, кандидат технических наук, доцент института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал ДГТУ) г. Шахты