В одном из храмов Ростова учат звонить в колокола. Специальный музыкальный класс открыли два года назад, и желающих прикоснуться к благодатной силе звука среди взрослых и детей очень много. После подготовки на учебной звоннице можно подняться по ступенькам выше — на настоящую. Подробнее в сюжете Евгения Данильчука.
Молитва перед началом урока — скорее не дань традициям и не устоявшийся ритуал, а способ настроиться на соответствующий лад. Взаимодействие с церковными колоколами — особый вид даже не искусства, а духовной практики. И юные ученики это прекрасно понимают и чувствуют.
Виолетта Чувашова, ученица музыкально-колокольного класса: «Главное, чтобы душой нравилось. Если звонишь, то это связано с жизнью, душой, с какими-то чувствами».
Музыкально-колокольный класс в ростовском храме в честь Пресвятой Богородицы «Целительницы» открылся осенью 22-го года. Первыми учениками стали посетители воскресной школы. Потом заинтересовались дети прихожан. Сейчас на необычные уроки регулярно приходят около десяти ребят. Преподаватель Максим Гудымович, будучи помощником звонаря, достиг в этом искусстве значительных высот. Теперь с удовольствием делится знаниями.
Теория и занятия на специальном тренажёре с керамическими инструментами, безусловно, важны. Но главное — это практика. Поэтому каждый урок обязательно завершается подъёмом на колокольню. Для маленьких учеников это любимая часть занятия. Конечно, неумелый беспорядочный трезвон здесь не приветствуется. Поэтому и нужны предварительные тренировки на тренажёре. Требуется минимум полгода, прежде чем стать за пульт настоящей звонницы.
Максим Гудымович, руководитель музыкально-колокольного класса храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительницы»: «Пока маленьким детям расскажешь: вот эту ручку мы ставим так, эту здесь, ножку здесь, это, конечно, уйдёт достаточно времени. Но тот результат, который мы получаем, когда ребёнок первый раз поднимается на колокольню храма и звонит сам, это очень дорогого стоит».
Результат действительно впечатляющий. Вот маленькая Виолетта уверенно ставит ногу на педаль благовестника, берёт в руки управление созвонными и подзвонными колоколами, и чарующие звуки разливаются над округой. Ученики по очереди демонстрируют свои умения. Многие уже освоили все виды колокольных звонов: благовест, набат, трезвон, перезвон, перебор. Кто-то пока ещё чувствует себя не очень уверенно, а некоторые хоть сейчас могут заменить профессионального звонаря.
Екатерина Бондаренко, ученица музыкально-колокольного класса: «Училась, старалась и приняла участие во втором фестивале колокольного звона. И получила свидетельство, что я могу звонить в Ростовской области во всех храмах».
Даже самые юные ученики знают, что звонить в колокола не следует, находясь в плохом настроении, испытывая злость или раздражение. Действует и обратная взаимосвязь: чистый и глубокий звук способен свести на нет любую негативную эмоцию.
Мария Макаренко, регент хора храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительницы»: «Дети действительно у нас немного необычные тем, что они очень активные, позитивные, хотят все звонить, и это им доставляет огромную радость. И, конечно, через эту эмоцию, радость, через этот звон другие окружающие это тоже чувствуют». Совсем необязательно, что каждый из учеников свяжет свою жизнь с этим искусством. Такой цели организаторы и не ставили. Говорят, главное, что этот навык очень помогает на пути духовного становления.