Без преувеличения, Анатолий Скнарин подарил донской столице ее символы. Однако многие его проекты так и не были воплощены в жизнь. Макеты этих скульптур можно увидеть в центре современной культуры «Степь». Там работает выставка, посвященная юбилею мастера.
10 июля этого года свой 85-й день рождения мог бы отметить Анатолий Андреевич Скнарин – заслуженный художник РФ, скульптор, чьи работы стали знаковыми в судьбе Ростова-на-Дону.
Здесь, в родном городе мастера, по его проектам установили почти два десятка памятников. Монумент «Преемственность поколений», знаменитая «Стачка» – первый крупный госзаказ, полученный Анатолием Скнариным. Легендарная «Тачанка» на южном въезде в донскую столицу. Над ней Скнарин трудился вместе с коллегами по цеху Владимиром Батяем, Александром Косолаповым и архитектором Петром Ибалаковым.
На набережной города можно увидеть другую, не менее известную скульптуру юбиляра – «Ростовчанку». Это дева, подставляющая свое лицо солнцу – гимн красоте местных женщин. Без работ Скнарина уже невозможно представить себе и Пушкинскую улицу. Резные шары-светильники, рассказывающие о жизни поэта-солнца и его романе в стихах «Евгений Онегин», памятники Антону Чехову, Владимиру Высоцкому...
Скульптуры Анатолия Андреевича есть и в других уголках донского региона: в Батайске, Новочеркасске, Белой Калитве, станице Старочеркасской. А созданный им памятник Александру Пушкину воздвигли в немецком городе Гера.
Но наследие Скнарина насчитывает немало проектов, которые так и остались эскизами и макетами. Эти работы при поддержке музея истории Ростова-на-Дону выставили в зале центра «Степь». Большинство экспонатов для выставки предоставила семья мастера.
Так, например, Анатолий Андреевич работал над памятником Петру I. В свое время самодержец возглавил Азовские походы, основал Таганрог. Композицию из памятника и стелы могли бы установить на въезде в Ростов со стороны Азова. Не сложилось...
Занимался Скнарин и проектом памятника инженеру-строителю Александру Ригельману, под надзором которого соорудили крепость Святого Димитрия Ростовского. Его должны были разместить на пересечении улицы Большой Садовой и переулка Крепостного. Правда, в 2009 году на этом месте установили другую скульптуру.
Очередная задумка Скнарина – памятник государыне Елизавете Петровне – должна была стать центром Покровского сквера: когда-то именно здесь возвышалась крепость Святого Димитрия Ростовского. Предпочтение отдали работе другого автора. А скнаринская Елизавета осталась в макете.
Не воплотился в жизнь и памятник Михаилу Шолохову. Анатолий Андреевич подготовил несколько его вариантов. Лишь одна небольшая композиция установлена в Шолоховском музее-заповеднике.
Уже не первый год обсуждается установка третьего пушкинского шара. Макет Скнарина был готов еще в начале 1980-х. В этом объекте переплетаются сюжеты поэмы «Руслан и Людмила», а также «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказки о попе и о работнике его Балде»... Пушкинскую он без сомнения украсил бы.
Анатолий Скнарин ушел из жизни 21 декабря 2020 года. А его искусство продолжает жить. Многие его замыслы еще ждут воплощения: нет сомнения, что созданные им скульптуры и монументальные композиции впишутся в историю и ландшафт Ростова, как и те, что уже стали его неотделимой частью.
Выставка в честь 85-летия мастера продолжит свою работу до 13 августа. Вход свободный.