Не удивимся, увидев здесь в ближайшей перспективе проектный офис Президентского фонда культурных инициатив. Такие офисы уже открыты более чем в десяти регионах России...

О важности образовательных и социокультурных проектов, реализованных организацией за десять лет при поддержке крупнейших грантодателей страны, а также об участии его команды в развитии креативных индустрий и перспективах объединения усилий с творческими группами из других регионов ЮФО для воплощения новых масштабных мультимедийных идей, генеральный директор АНО «Центр развития СМИ» Владимир Денисов рассказал в интервью главному редактору журнала «Российское образование» Максиму Федорову.
- Владимир, АНО «Центр развития СМИ» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив завершает реализацию мультимедийного проекта «Найти Чехова». Почему ваша команда решила обратиться к творчеству Антона Павловича? И какие креативные подходы использовала для небанального раскрытия темы?
- Писатель Сергей Довлатов однажды признался: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова». Нам с моим коллегой Андреем Бережным очень понравилась такая трактовка, поэтому к 165-летию со дня рождения великого русского гения мы разработали мультиформатный проект «Найти Чехова». Президентский фонд культурных инициатив его поддержал.
Мы задались целями популяризировать творчество Антона Павловича, осовременить, сделать ближе и понятнее классика и его литературное наследие для нынешней молодежи. Но как «найти Чехова» для максимально широкой молодежной аудитории сегодня? Для этого мы использовали самые разные форматы подачи контента: лонгриды, аудио- и видеоподкасты. А еще — иммерсивный спектакль, который поставил театр «Собеседник» и который уже увидели зрители в Ростове и Таганроге.
В интервью журналу «Нация» народный артист России, уроженец Таганрога Владислав Ветров заявил: «Если бы Чехов писал на английском, был бы первым драматургом. А потом уже Шекспир». Влад знает, что говорит: помимо ролей в чеховских пьесах он сыграл самого Антона Павловича в «Невечерней» Марлена Хуциева. Это фильм-диалог Чехова и Толстого по всем главным русским вопросам. Съемки продолжались долгих 16 лет…
- Журналисты, участвующие в проекте, делятся: «Мы ищем живого, нехрестоматии?ного Чехова в любимых и важных для него местах, в беседах с людьми, которые работают с его творческим наследием». Насколько успешен этот поиск?В «поисках» Чехова автор проекта Светлана Ломакина преодолела десятки тысяч километров: Ростовская область, Крым, Москва и Подмосковье… А также остров Сахалин. По возвращении из многочисленных командировок коллега рассказала: «На Сахалине я почувствовала себя немножко Чеховым, потому что это по-прежнему суровое, прежде всего, по климату место для проживания людей. Люди, кстати, там очень открытые и доброжелательные. В Москве была забавно: я приходила к какому-нибудь чеховскому адресу, в доме идет ремонт. И я говорю рабочим, парням из Средней Азии: «А вы знаете, что в этом зале писатель Антон Чехов впервые встретился с актрисой Ольгой Книппер?» Но фамилии русских знаменитостей этим людям ничего не говорят. И я им что-то рассказывала о Чехове и его жизни в Москве. Это было странное чувство: ты соединяешь два пока не пересекшихся мира, становишься проводником для этих людей, живущих и работающих в Москве, в другую Москву. И третье — Крым. На мой взгляд, это наиболее заезженное чеховское место в стране. Но мне повезло: было много встреч с интересными людьми, они практически все были чеховскими героями. Проект «Найти Чехова» был очень интересный новый опыт».
- В этом проекте вы хотите поставить точку или многоточие?- Однозначно многоточие. Во-первых, авторы «Найти Чехова» не успели донести до целевой аудитории и десятой части той информации, которую уже собрали и которую готовы собрать еще. А во-вторых, у нашей команды есть большой опыт реализации похожих мультимедийных социокультурных и образовательных проектов, реализованных при поддержке Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Института развития интернета, других структур.
- Давайте на конкретных примерах.
- Пожалуйста. «Гамзатов: голос гор, сердце России» — первый в Рунете большой мультимедийный проект о легендарном поэте Расуле Гамзатове и его поэзии, ставшей достоянием не только нашей страны, но и мира.
Проект «Южное окно в Европу» посвящен 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра Великого и его идее выхода России к Азовскому и Черному морям со строительством системы крепостей с центром в Таганроге.
Герои проекта «Донское наследие» — уникальные личности, которые создают музеи донского казачества и СССР, занимаются поиском останков и восстановлением имен погибших на территории региона воинов, помогают обрести новую жизнь онкобольным детям, проводят уникальные хирургические операции, сочиняют прекрасные музыкальные произведения, пишут историю Ростовской области, ее больших и малых городов.
Проект «Донбасс казачий» призван доказать историческое единство жителей Ростовской области и Западного Донбасса, их культуры, традиций, религии и ментальности.
Проект «ИнициатиВЫ!» — то, что люди хотели знать о формировании комфортной городской среды, но не знали, у кого об этом спросить.
- А еще, насколько я помню, был проект «Танец как способ коммуникации между инклюзивными членами общества»...
- Это проект, сочетающий в себе качества социальной работы и единицы искусства. Короткометражный художественный фильм рассказывает чудесную рождественскую сказку, которая способна растопить даже самое холодное сердце. Главный герой является глухонемым, и, по мнению большинства, для него закрыты многие радости жизни. Под Рождество он попадает на репетицию балетной постановки и вдохновляет солистку спектакля на дальнейшую работу. Танец — это уникальный язык, который понятен любому человеку в мире. Не важно, слышите вы музыку или нет, вы точно ощутите вложенную в каждое движение душу.
- Если оценивать критически, вы довольны результатами работы? Насколько резонансными и востребованными оказались эти проекты?
- Результатами довольны. Каждый проект собрал большую аудиторию: с подготовленным контентом (лонгридами, подкастами, видеоматериалами, инфографикой) ознакомились миллионы россиян разных возрастов и, прежде всего, молодежь, на которую мы и ориентировались. Помимо рядовых читателей, зрителей, слушателей высокую оценку нашим проектам дали профессионалы из сфер традиционных и новых медиа, кино, телевидения и радио, образования и культуры. Это значит, что мы работаем качественно и эффективно. Это значит, что нужно продолжать развивать и масштабировать проектную деятельность.
- И продолжение последует?
- Обязательно. Сейчас у нас в работе находятся сразу несколько проектов. Один из них — «Поэт поколений: Мандельштам», второй сезон одноименного мультимедийного цикла, цель которого — показать молодой аудитории классическую русскую литературу в актуальных, привычных медиаформатах.
Первый сезон («Поэт поколений: Лермонтов»), вышедший в 2024-м при нашем участии, подтвердил эффективность этой идеи: за год мы выпустили 20 подкастов, 5 видеолекций и 10 клипов, организовали офлайн- и онлайн-конференции, объединившие педагогов, музейных работников и литературных блогеров, а вместе с АНО «Культура» и фестивалем «Ничего страшного» вывели Лермонтова «в люди», создав пять уличных рисунков в центре Ростова-на-Дону. Совокупный охват превысил 3,1 миллиона человек, что свидетельствует о реальном интересе молодежи к переосмысленной классике.
Новый сезон приурочен к 135-летию Осипа Мандельштама. Через биографию поэта и его ближайший круг — друзей, коллег, современников — мы ознакомим молодую аудиторию со всем многообразием Серебряного века — уникального периода художественных поисков, чьи имена и тексты едва затрагиваются в школьной программе. Сохраняя проверенные форматы (подкасты, видеоролики, вертикальные клипы и лонгриды), мы дополним их новым художественным звеном: графическим романом, созданным вместе с лицеистами Южного федерального университета, и циклом из иммерсивных подкастов на его основе. Программа выведет аудиторию за рамки быстрого контента: запланированы концерт-чтение стихов Серебряного века под живую музыку и первая в ЮФО научная конференция, связывающая популярный формат с академической дискуссией. Наша задача — провести пользователя от коротких роликов в соцсетях к углубленному изучению, расширив аудиторию от школьника, увлеченного литературой, до эксперта, ищущего новую пищу для размышлений.
- В нынешнем году АНО «Центр развития СМИ» отметила свой первый юбилей — десять лет с момента создания, и, судя по количественным и качественным показателям, эти две пятилетки оказались для вашей команды очень результативными. Уверен, такой объем работы по силам только слаженной и высокопрофессиональной команде.
- АНО «Центр развития СМИ» — это более 50 специалистов, экспертов и волонтеров, большая часть которых работала над созданием и реализацией проектов Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Института развития интернета, Российского исторического общества, Агентства развития гражданских инициатив Ростовской области... Среди членов нашей команды — победители и лауреаты профессиональных журналистских конкурсов и премий: «Серебряный лучник», Торгово-промышленной палаты России, федеральных и региональных органов власти. Моих коллег приглашают выступить в качестве экспертов по актуальным темам в телевизионных и радиопрограммах, на страницах ведущих СМИ, форумах и конференциях.
Мы позиционируем АНО «Центр развития СМИ» как структуру, которая вносит вклад в реализацию социокультурной повестки России. Кроме того, наша некоммерческая организация охотно помогает другим творческим командам. Имея богатый опыт, знания, компетенции, мы охотно делимся ими с коллегами из разных регионов страны. И искренне радуемся, когда их заявки на гранты побеждают!
- В последние годы в России очень активно развиваются креативные индустрии. Насколько эта тема близка вам?
- Для нас это один из главных приоритетов. Почему важно развивать креативные индустрии? Потому что они меняют креативный ландшафт отдельно взятых регионов и страны в целом.
Согласно данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2021-2023 годах инвестиционная активность в креативном секторе России выросла минимум вдвое. Один рубль затрат в этом секторе способствует увеличению выпуска продукции в экономике на 2,85 рубля и доходов федерального бюджета на 0,25 рубля. В креативных индустриях страны заняты уже 4,6 млн человек, или 6,2% от общей численности работников.
Минэкономразвития России провело анализ данных Росстата о доле валовой добавленной стоимости креативной экономики в ВРП регионов за период с 2019-го по 2023 год. Согласно озвученной на днях информации, в 2023-м доля креативной экономики в ВВП страны составляла 3,8%, в 2024-м — уже 4,1%. В тройку лидеров по доле валовой добавленной стоимости креативной экономики в ВРП входят Москва — 10,1%, Санкт-Петербург — 4,6% и Новосибирская область — 4,2%.
Мы работаем на территории Ростовской области и, хорошо зная об имеющемся потенциале, убеждены, что регион может и должен уже в ближайшей перспективе пополнить список лидеров. Для этого в нашей области есть все возможности.
- Какие же это возможности?
- Во-первых, в Ростове расположено сразу несколько высших учебных заведений, где готовят специалистов для креативных индустрий. А в структуре Донского государственного технического университета создан целый профильный Институт креативных индустрий, который возглавила народная артистка России Анита Цой. Я сам более пяти лет преподаю в ДГТУ и наблюдаю, как стремительно растет спрос на креативщиков. А раз так, то этот спрос необходимо удовлетворять, что и делается, в том числе при участии АНО «Центр развития СМИ».
Во-вторых, в Ростове сформировалось серьезное креативное пространство, и это обстоятельство, по нашему мнению, является весомым аргументом в пользу того, чтобы в городе и регионе появился проектный офис Президентского фонда культурных инициатив. Такие офисы уже открыты более чем в десяти регионах России. Мы выступаем за то, чтобы донская столица пополнила их список, поэтому вышли с соответствующей инициативой на врио губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря. Новую управленческую команду Дона и руководство ПФКИ объединяет желание находиться в инновационном, креативном тренде, поэтому мы рассчитываем, что генеральный директор ПКФИ Роман Карманов примет положительное решение в ответ на ходатайство Юрия Слюсаря.
В-третьих, в Ростове и на Юге России в целом собралась уже большая команда из выпускников федеральной образовательной программы «Мастерская новых медиа», организаторами которой выступают АНО «Диалог», АНО «Россия — страна возможностей» и мастерская управления «Сенеж». Я тоже стал недавно выпускником программы и берусь утверждать, что это отличная площадка для прокачки компетенций специалистов в сфере креативных индустрий, использования полученных знаний для воплощения масштабных и амбициозных творческих идей.
Мы хотим собрать на одной площадке выпускников «Мастерской новых медиа» сначала из Ростовской области, а затем и со всего ЮФО. Уверены: объединив усилия нескольких креативных команд, мы сможем разработать и реализовать при помощи того же ПФКИ не один, а целый ряд крупных и интересных проектов. Согласитесь, чем более мощный творческий ресурс будет задействован, тем на более серьезный результат можно рассчитывать.
Соответственно, более креативно продвинутым станет наш регион. https://ruobraz.ru/news/vladimir-denisov-svoimi-proektami-my-vnosim-vklad-v-formirovanie-sotsiokulturnogo-prostranstva-yuga-/
Фото с презентации проекта «Поэт поколений». Проект реализован АНО «Центр развития СМИ» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.