Ростовская область, 30 июня 2025. DON24.RU. Владимир Козлов – поэт, писатель, исследователь литературы, журналист. Является доктором филологических наук, руководителем «ИСКРА Центра» в ЮФУ, основателем и главным редактором журнала о поэзии Prosodia. К числу его работ относятся поэтические книги «Техника длинного дыхания», «Чистое поле». Также в этом году вышел его роман-мениппея «Облик Протея».
В беседе с корреспондентом ИА «ДОН 24» он рассказал о своем творческом пути и продолжении романа «Облик Протея».
– С чего начиналась ваша писательская деятельность?
– Со стихов. Первые опыты начались в 14 лет, а публиковаться я начал только годам к 25. Впрочем, помню, что в 2003 году, когда мне было 23, два моих эссе вышли в журнале «Знамя», это такие первые подступы к прозе. Но в основном я занимался поэзией. Поэзия – это то, что никогда не прерывалось в моей жизни. Она не требует столько времени, она пишется вспышками. А за прозу надо основательно засесть. В 2018 году вышел мой первый роман «Рассекающий поле». Я садился за него гораздо раньше, но, помню, написал несколько глав, и мне предложили стать главным редактором «Эксперта Юг». Ну, думаю, придется отложить затею. Но, как видите, все же реализовал замысел.
– Как вы пишете? Поделитесь парой творческих приемов или лайфхаков.
– Я считаю, что пишущий должен слушать собственную органику, разобраться, что конкретно тебе дает энергию, что мотивирует. Все люди разные, и единый рецепт письма вряд ли сработает.
Я считаю, что в момент, когда тебе пришла какая-то идея, ей нужно уделить внимание. Поэтому я стараюсь даже в процессе повседневной работы уделить хотя бы десять минут пришедшей идее. Потому что идея быстро приходит и так же быстро уходит. Когда ты оставляешь форточку в сознании приоткрытой, то туда постоянно начинает что-то заходить.
Нужно создать условия, которые подойдут именно вам. Кому-то, например, удобно писать конкретной ручкой на бумаге определенного рода. Если это так, то купите именно ту ручку и бумагу – и пишите. Кому-то нужно, чтобы рядом стояла чашка кофе и дымилась. То есть нужно понять, в каком состоянии ты наиболее продуктивен в творческом смысле. Вот я про себя это понял и стараюсь пользоваться, но понимаю, что у разных людей это по-разному происходит.
Я обычно не работаю по плану, у поэтов планов не бывает. И прозу я пишу так же – не по плану, а по канве. Это дает возможность чувствовать себя свободным, удивлять самого себя в процессе. В школах креативного письма от прозаиков требуют составить план будущего романа. Для меня это сложная задача, когда есть план, писать уже скучно. Мне нужен баланс между определенностью и фантазией.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе творческой деятельности?
– Я вообще не жалуюсь на свою творческую деятельность. Но трудности обычно связаны с поиском именно такого решения, которое тебя самого порадует: когда ты понимаешь, что получилось, образ сложился. Самая большая сложность в написании текстов – когда ты копаешь, копаешь и не видишь просвета. Словно ты идешь ощупью и не знаешь, сможешь ли закончить работу достойно.
На самом деле, это частая история: когда люди всю жизнь пишут одну вещь, которую никто не видел. Это, конечно, ненормально, нужно обязательно заканчивать произведения, чтобы идти дальше. То есть ты можешь писать ощупью и без плана, но произведения будь добр заканчивай. Иначе нечего будет послать издателю. Человек, который ничего не заканчивает и не публикует, рискует перегореть, потерять чувство целого. То есть он понимает ткань, но не может из этой ткани ничего пошить. Поэтому, при всей хаотичности моей работы, я стараюсь всегда, чтобы она приводила к какому-то результату.
– В этом году вы презентовали свой новый роман-мениппею «Облик Протея», расскажите, как продвигалась работа над ним? Чего ожидать от продолжения?
– Изначально он задумывался как роман о предпринимателе. Затем я понял, что одного героя мне недостаточно, их должно быть несколько. Сразу скажу, что для меня предприниматель, человек дела – главный пассионарий современности, персонаж, влияние которого на окружающий мир очень велико, но не всегда видно. Потом родилась идея написать отдельные истории про каждого героя. Так вот «Облик Протея» – это первая часть трилогии «Действующие лица». Я хотел показать, что предприниматель может быть героем русской литературы, а не только несимпатичным купцом без образования, как у Островского, или Остапом Бендером.
Что я могу сказать о продолжении? Оно будет неожиданным. Я считаю, что в эти сферы жизни русская проза еще не заходила, – и это меня само по себе вдохновляет. Мне кажется, без понимания того, как устроено мышление человека дела, какими эти люди бывают, нам будет очень сложно понять постсоветский отрезок истории нашей страны. В то же время надо предупредить, что это неклассический роман, наверное, он больше заинтересует аудиторию, которая любит неканоничные истории.
Автор: Диана Лопатина