Ростовская область, 3 июня 2025. Телеканал «ДОН 24». И балет, и хор, и артисты миманса – более 300 человек задействованы в постановке «Тихий Дон. Мелехов». Авторы определили ее жанр как хореографическая драма. Акцент сделали на судьбе главного героя.
Вячеслав Кущев, директор и художественный руководитель РГМТ:
«Охватить четыре тома великого художника ни за 2, ни за 3, ни за 4 часа невозможно, потому что это целые пласты исторических коллизий, огромное количество персонажей со своими характерами, со своими взаимоотношениями».
Танцевать великую литературу – это еще та задача. Как объяснить языком движений размах исторических событий? Как передать шолоховскую правду, порой довольно жесткую? Как вести зрителя за собой?
Иван Кузнецов, главный балетмейстер РГМТ:
«Вы знаете, очень тяжело это было начинать, не чувствовал совсем, но в процессе оно родилось. И самое главное то, что это не только я что-то диктовал, но артисты предлагали, добавляли, и это такое очень дорогостоящее соработничество, вы знаете».
До Шолохова ни один из писателей не думал ставить в центр романа людей из народа. «Тихий Дон» совершил революцию в литературном мире. Свои перевороты в это же время в изобразительном искусстве. Художник намеренно обращается к супрематизму Малевича. Только здесь в центре не черный квадрат, а круг: символ вечности, связи поколений и продолжения жизни.
Вячеслав Окунев, художник-постановщик (г. Санкт-Петербург):
«Показалось, что лучше это решить не бытово, как, в общем, обычно, не хотелось идти в сторону этнографического соответствия. Масштаб событий, которые есть в романе, масштаб личности, он просто такой шекспировский, и хотелось найти какие-то обобщенные приемы и детали, поэтому по оформлению спектакль у нас немного абстрактный».
А что касается донского колорита, то его на сцене создает хор. В спектакле звучат казачьи песни, православные молитвы и гимны. Композитор еще при жизни Шолохова задумался о балете «Тихий Дон», он был знаком с автором, но сам просить благословения не решился.
Леонид Клиничев, композитор, автор балета «Тихий Дон»:
«Я очень хорошо знал человека, который всегда его снимал. Это оператор Леон Мазрухо. Когда я просил Леон Борисовича, чтобы он мне разрешил работать, он долго думал, а потом сказал: «И такое бывает».
Михаил Грановский, главный дирижер РГМТ:
«Ощущаешь свое причастность к партитуре прежде всего, потому что от дирижера-постановщика в данных условиях зависело немало, и я очень рад, что такая мировая премьера проходит с моим участием».

В Ростове-на-Дону открылся музыкальный фестиваль «МОСТ»
03.06.2025Ростовская область, 3 июня 2025. DON24.RU. В Ростовской филармонии открылся IV Ростовский музыкальный фестиваль «МОСТ» (Музыка-оркестр-симфония-талант).
Всего в течение недели в рамках фестиваля состоится 22 мероприятия: концерты, лекции, творческие встречи, перформансы и мастер-классы.
В этом году гостями фестиваля стали выдающийся пианист, лауреат III премии XI международного конкурса имени П. И. Чайковского Фредерик Кемпф, артисты и коллективы, выдающиеся музыканты и культурные деятели, в том числе музыкальный критик Ярослав Тимофеев, государственный квартет имени Бородина, лауреат международного конкурса имени П. И. Чайковского Сергей Давыдченко, заслуженный артист России скрипач Никита Борисоглебский, руководитель школы терменвокса в России Петр Термен и другие мастера академического искусства.
«Фестиваль проводится при поддержке Правительства Ростовской области в рамках реализации региональной госпрограммы «Развитие культуры и туризма», – рассказал первый заместитель губернатора Игорь Гуськов. – В центре внимания фестиваля в этом году – Ростовский академический симфонический оркестр, который отмечает 90-летний юбилей».