В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева проходит выставка «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний». Проект, организованный совместно с Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова, посвящен художественной традиции одного из важнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси.
В состав выставки вошло около 50 шедевров древнерусского искусства из собраний Музея им. Андрея Рублева, Ростовского музея-заповедника, Государственного Исторического музея, Третьяковской галереи, а также частных коллекций. Эти произведения демонстрируют самобытность и выразительность иконописи средневекового Ростова.
Часть памятников представлена на выставке впервые после реставрации и многолетних научных исследований, благодаря которым установить принадлежность произведений к художественной культуре Ростова. Так, в экспозиции можно увидеть оборот двусторонней иконы с образом святителя Николая Мирликийского. В ходе изучения произведения на нем были обнаружены следы привесок, которые подносились в благодарность за помощь или по обету. Это подтвердило, что святой пользовался особым почитанием. Интересна и судьба иконы XIV века «Святитель Николай Чудотворец», найденной в 1967 году в Архангельской области. Стиль произведения позволил отнести работу именно к ростовской школе, влияние которой простиралось далеко на север.
Особого внимания также заслуживает группа икон конца XV века из фондов Ростовского музея-заповедника. Они относятся к деисусному чину – одному из рядов традиционного иконостаса, – в котором кроме образов Спасителя, Богоматери, пророка Иоанна, апостолов Петра и Павла, находится икона святителя Леонтия, епископа Ростовского, проповедника христианской веры среди языческих племен. Работы отражают любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, а также своеобразие живописной манеры мастеров этого региона.
Среди религиозных памятников в экспозиции также показана рукопись «Апостол толковый» из собрания Исторического музея. Писцовая запись на одном из листов содержит имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I, а также дату создания манускрипта – 1220 год, что подтверждает отношение памятника к периоду расцвета художественной жизни ростовской земли.
Как рассказали организаторы выставки, Музей им. Рублева планирует вторую часть проекта, которая пройдет на родине памятников и будет организована совместно с Ростовским музеем-заповедником.