По пьесе Авксентия Цагарели в русском переводе Владимира Константинова и Бориса Рацера
Фото из архива театра Наверное, только совсем юные наши сограждане не видели и никогда не слышали о знаменитом спектакле Георгия Товстоногова в Большом драматическом театре тогдашнего Ленинграда. Это был 1972-й год! Но вскорости снятая телеверсия запечатлела его навсегда. Спектакль ставили и ставят по всей стране, и, полагаю, ни одна рецензия не может обойтись без реверанса в сторону товстоноговского шедевра со «звездами» первой величины во всех ролях!В наших краях «Ханума» шла в Ростовском музыкальном театре, в Новочеркасске, сегодня идет в Новошахтинске, и вот премьеру сыграли в Таганроге. Режиссер Анна Фекета уже не первый спектакль ставит на родине Чехова, и после обращения к произведениям Ибсена, Шекспира, Толстого ее интерес к водевилю неожидан и любопытен.
Однако ничего из разряда «по мотивам» в спектакле нет, а есть бережное отношение к тексту пьесы и к сценическим водевильным традициям. Сохранена и музыка Гии Канчели. Тут важный коллективный персонаж – жители Авлабара, армянского района старого Тбилиси. Они в курсе всего, что на этом клочке земли происходит, участвуют во всех событиях и, как полагается в комедийно-музыкальных жанрах, поют и танцуют (хореография тоже Анны Фекеты). На заднем плане – сельского рисунка домики, а сцена для танцев свободна: с нее легко убираются бинбэги - это бескаркасная мебель, мешки-«кресла» (художник Александр Неделько).
В общем, у людей тут жизнь на миру – весьма существенное обстоятельство: каждый знает всех, и все знают каждого. Человеческая комедия разворачивается в сюжетах старых, как мир, десятки раз описанных и на сценах мира представленных. Разорившийся князь, будучи в летах, ищет богатую девушку, чтобы женившись, расплатиться с долгами. Девушка, естественно, любит молодого человека, а ее папаше для полного счастья титула не хватает (княжеский герб свисает с колосников как образ мечты).
Тут и обнаруживается громадное поле деятельности для двух свах: Кабато, готовой поженить старика с молоденькой, и Ханумы, помогающей влюбленным. Две разных натуры: уязвленная вторым номером в профессиональной иерархии, напористая и непримиримая Кабато (Татьяна Алексеева) и жизнерадостный вихрь, обаяние, лукавство, наслаждение придуманной хитроумной игрой – это все Ханума (Ольга Билинская).
Оба папаши: князь Вано (Сергей Баринов) и купец Микич (Сергей Герт) – сыграны в лучших традициях жанра, с полным оправданием житейских потребностей своих героев (ну, ведь понятных и даже закономерных!). И на неутомимую бабушку Ануш (Светлана Несветова), стоящую на страже вековых традиций, тоже обижаться не стоит. Правда, изобретательная, как все влюбленные, внучка Сона (Юлия Пану) научилась ускользать от бдительного ока старушки. А вот Коте, каким его играет Виктор Журавлев, - явно не из этой истории. Вокруг бушуют страсти, а он проявляет не столько кавказский, сколько скандинавский темперамент. И до обидного бесцветно звучат в его исполнении волшебные строки Григола Орбелиани:
Только я глаза закрою – предо мною ты встаешь,
Только я глаза открою – над ресницами плывешь.
Эти стихи – поэтический камертон всего (вроде бы!) типового сюжета, переводящий его в особое качество. И если стихам не нашлось достойного места, то, по мне, не стоило их (извините за просторечие) задешево продавать.
В конце концов водевильная история с интригами, путаницей и переодеваниями обретает ясный лирический привкус, радуя публику торжествующим дуэтом Ханумы и брутального приказчика Акопа (Денис Иванов):
Грех одному пить,
Грех холостым быть,
Без супруги, без подруги
Грех на земле жить!
В финале постановщики позволили себе маленькую вольность: к трем свадьбам присоединили еще одну: поженили Кабато с Микичем. Видимо, эти коллективные преодоления греха заразительны: в одном российском театре при постановке «Ханумы» женили Кабато со слугой князя Тимоте. Но в нашем спектакле юркий, субтильный слуга, с осторожной отвагой копирующий жесты хозяев (Роман Пылаев) вряд ли составил бы достойную пару с занимающей много места Кабато. Ну, пусть четыре свадьбы – кому от этого плохо? Всех персонажей пристроили. Ах, нет, сестра князя, рассудительная Текле (Марина Дрень) оказалась на обочине свадебной лихорадки. Но наверняка это не последняя версия долгоиграющей пьесы…