Семейный бизнес донского мастера — единственный в России, который объединил все технологии обработки горячего и холодного стекла. Юрий Игнатов реставрирует дореволюционные витражи и обучает современных стеклодувов. Подробности в сюжете «Вести. Дон»:
Михаил Марченко делится секретами старинного мастерства. Это одно из немногих умений, где ремесло не просто граничит с искусством. Требуется ещё особое чутьё и даже, как говорит Михаил Борисович, немного магии.
«К любому материалу нужен подход. К любому. Но этот материал волшебный.», — говорит стеклодув 5 разряда Михаил Марченко.
Таких специалистов как он - на всю страну единицы. Опытом готов делиться, но не каждый способен достичь его высот. Ученик стеклодува должен не просто освоить последовательность действий, нужно уметь видеть и ценить прекрасное.
«Мы берём горячее бесформенное стекло и делаем вот такую красоту. В этом, по-моему, и есть классная жизнь мастера-стеклодува», — комментирует стеклодув Евгений Рудаков.
Свои философию и мастерство им, скорее всего, негде было бы проявить, если бы не мастерская художественного стекла Игнатовых. Её хозяин Юрий Игнатов называет себя не основателем, а продолжателем. Любовь к этому виду искусства ему привили родители. Но именно он из крохотной кустарной мастерской смог организовать настоящее производство уникальных изделий из стекла.
«Если у нас на стадии 2008 года было два стола, три станка, то сейчас у нас восемь столов, шестнадцать станков и большое количество сотрудников», — говорит генеральный директор мастерской художественного стекла Юрий Игнатов.
Начинали, как и многие, со сборки витражей. Ажурные и изящные так называемые «витражи Тиффани» — с использованием медной фольги между стеклянными фрагментами. Классические — с массивным свинцовым профилем. Постепенно достигли таких высот, что были приглашены для воссоздания утраченных когда-то витражных окон Новочеркасского кафедрального собора, вместо которых долгие годы стояло простое раскрашенное стекло.
«Это действительно настоящие кусочки стекла. Мы подобрали именно ту цветовую гамму, которая была изначально задумана витражистами до нас», — комментирует главный художник Светлана Игнатова.
Отдельный цех смальты. Особое цветное стекло, сваренное с добавлением мела. С ним, как с красками на палитре, работает художник, создающий мозаичное полотно.
«Смальта колется на мелкие кусочки и выкладывается художником по цветам. Тем, которые нарисовал художник», — говорит начальник производства Мария Оленникова.
Так когда-то украшали византийские храмы. Но теперь можно и, к примеру, угледобывающее предприятие. На одном из них сейчас красуется вот это панно с шахтёрами, изготовленное в мастерской Игнатовых. Здесь освоили буквально все техники работы с художественным стеклом: роспись с использованием силикатных обжиговых красок, лэмворк или ювелирное стекло, фьюзинг, малирование. Но самым главным достижением Юрий называет гуттную технику — выдувание стекла на горячем участке. Это самое сложное. Дело в том, что оборудование для плавки стекла весьма специфическое и труднодоступное. Можно попробовать разыскать импортную печь, а можно сконструировать самим. Как и сделали Игнатовы. Сейчас эта печь в процессе пуско-наладки. Достигнув вершин мастерства, можно было бы почивать на лаврах. Но амбиции Игнатовых не ограничиваются только лишь мастерской. В планах создание кластера художественного стекла. Он смог бы объединить производство изделий, обучение штучных специалистов, изготовление оборудования и сырья — художественное стекло в России почти никто не производит. Ну, и популяризация стекольного дела как особого вида искусства. Итогом могло бы стать открытие в стране нескольких десятков полноценных мастерских, подобных этой.
«Они не смогут делать много изделий. Они смогут делать такое количество изделий, которое позволит им реализовывать свои планы и быть самодостаточными», — говорит генеральный директор мастерской художественного стекла Юрий Игнатов.
Реализацию своих планов по созданию кластера Юрий Игнатов хотел бы начать с расширения собственной мастерской. Без инвестиций и господдержки сделать это трудно. Нужно просторное отдельно стоящее здание, где могли бы разместиться не только цеха, но и музей художественного стекла. Здесь уже наработали коллекцию и готовы её экспонировать.
«Мы не только сможем что-то продать, не в этом задача. Мы можем людей зацепить так, что они скажут, что это интересно», — комментирует генеральный директор мастерской художественного стекла Юрий Игнатов. Такие уникальные производства могут выступать и в качестве точек притяжения для туристов. Несмотря на то, что сейчас мастерская Игнатовых ютится в небольшом подвальном помещении на окраине Ростова, за год на экскурсиях здесь побывало более трёх тысяч человек.