Наш театр снова участвовал в проекте «Режиссерские лаборатории Олега Лоевского», которые проходят по всей территории России, в том числе бывали и в нашем крае: в Ростове, Таганроге, Новочеркасске, Новошахтинске, Волгодонске.
Стоит напомнить, в чем их идея: в течение пяти дней театр под руководством молодого режиссера (его могут пригласить из любого города страны) готовит эскиз спектакля и выносит его на суд зрителей. После просмотра они подходят к банкам, выставленным в фойе, и голосуют приготовленными квадратиками бумаги: доработать; оставить, как есть или забыть, как страшный сон. Кстати, спектакль «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова стоит в афише, а «вырос» он именно из эскиза предыдущих показов.Прежде в работу брались и пьесы молодых драматургов. Сегодня лабораторный опыт состоял в том, чтобы понять: как нынешнее поколение может воспринять экранные хиты советских времен. За основу взяты киносценарии культовых фильмов «Вам и не снилось», «Еще раз про любовь» и «Зимняя вишня».
«Вам и не снилось». Катя и Рома.
Эскиз по сценарию фильма «Вам и не снилось» создал Антон Морозов (он главный режиссер театра в мордовском городе Саров). Любовь совсем юных, школьного возраста Кати и Ромы, мягко говоря, не одобрялась. А если не очень мягко – их пытались разлучить. Тем более, что у отца Ромы и матери Кати когда-то пошла прахом первая любовь. Один из молодых зрителей сказал, что сегодня это вообще не проблема: дети легко одолевают диктат взрослых. Могут уйти из дома, переместиться к бабушкам – дедушкам; наконец, найти посильную работу. Поэтому особого эмоционального напряжения сюжет не вызывает.
Мне кажется, все же небезынтересно следить за тем, как юная пара упорно и бесстрашно отстаивает свой выбор (в этих ролях – Анастасия Петрякова и Иван Травин). Другое дело, что в этом эскизе их отношения скорее похожи на невинную дружбу, чем на глубокое чувство, и тогда получается, что напрасно так ярится мать Ромы (Светлана Садикова)? Но по сценарию любовь здесь самая что ни на есть настоящая, и мать мальчика эту «опасность» чует всем существом.
Актриса играет именно такую ситуацию. Если дойдет дело до спектакля, это расхождение вполне преодолевается..
«Зимня вишня». Компания.
Вместить сериал «Зимняя вишня» во временные рамки эскиза без потерь вряд ли возможно. Режиссер Андрей Цисарук (режиссер Малого театра) предложил свою версию. Типичная компания позднесоветских времен. Три разных женских судьбы: Валя (Екатерина Лунёва) панькается со своим буянящим мужем; Лариса (Юлия Саюшкина) озлоблена на весь мужской род; главную героиню Олю (София Львова) счастье то поманит, то ускользает из рук.
Начинается история с того, что эти женщины провожают взглядом четыре пары ног в сапогах, которые вдали вышагивают своей тропой. Мужики тут, конечно, не подарок: пьющий в тоске по былой спортивной славе Саша (Антон Тихомиров), забубенный муж Вали; закомплексованный Вениамин, с которым только от большой тоски и можно связать свою жизнь (Рустам Огородников), и Вадим, которого вполне устраивает наличие жены и любовницы в одном флаконе (Роман Меринов). Особняком тут существует Герберт (Александр Гайдаржи), по всем параметрам лучший кандидат в мужья Оле, но ему просто не повезло.
Неожиданно (то ли времени не хватило, то ли не нашелся сценический эквивалент последней сцене, то ли так и замышлялось) Оля просто рассказывает, как уезжала с Гербертом, а по дороге на своей непрезентабельной машине их обогнал Вадим и Олю с сыном пересадил к себе. Что с ним за это время произошло, Бог его знает, но хэппи энд вроде налицо. Однако по-прежнему мужские ноги в сапогах своей тропой куда-то вышагивают…
«Еще раз про любовь». Наташа и Эл.
Самым интересным, на мой взгляд, был эскиз по сценарию «Еще раз про любовь». Я бы сказала, что это парафраз на тему фильма. Ярослав Жевнеров (он выпускник ГИТИСа, режиссер Театра сатиры) рассказал историю других людей: Электрон Евдокимов у него никакой не мачо, и Наташу нельзя назвать неотразимой. Обычные вроде, ничем не выдающиеся. Одеты блекло: он в ковбойке и кедах, она в типовом плаще. Пикируются не очень удачно, порой вроде и вяловато. Но при этом – поразительно! – как искрит между ними! Так играют артисты (Екатерина Пономарева и Александр Соболь), что совершенно очевидно: вовсе не обычные они люди. То их сковывает неловкость, то явно хочется найти середину между свободным поступком и соблюдением приличий.
Зрительские кресла тоже стоят на сцене, и нам доступна работа актеров на крупном плане. Обоюдная тяга, ревность, размолвка, тяжесть непонимания – все играется малыми средствами.
А еще «подкрашивается» иронией. Странный малый (Владислав Львов), пародируя, выкрикивает стихи Вознесенского (это сцена в кафе) и потом чертыхается где-то за кулисами, переживая свой провал и швыряя что-то, видимо, подвернувшееся под руку. Потом актер выйдет в роли футбольного комментатора и, косясь на тоскующего Евдокимова, вставит в свой текст упрек ему в том, что он не стоит любви стюардессы. Будет и явление пародийного Купидона, который, подсвечивая себя красными огнями, нацелится стрелой из лука в публику, но тут же повернет стрелу себе в грудь. Все это усмешка над лирической историей, но вовсе не злая. Она словно облегчает довольно мучительную притирку двух неординарных людей, которая всегда есть и будет. И чтобы соединить времена, вторая стюардесса, по прозвищу Мышь, советует Наташе пойти в кино, где играет Татьяна Доронина, блондинка.
Финал открытый, история любви недосказана.
Фото автора и Юлии Макаровой